Ленобласть предложила выставить заградительные условия для ухода иностранного бизнеса
По мнению юристов на законных основаниях можно реализовать лишь часть предложений местных властейГубернатор Ленинградской области Александр Дрозденко на форуме BRIEF-22 озвучил условия, которые власти региона хотят предъявлять уходящим из России иностранным компаниям. Соответствующие предложения губернатор адресовал в Минэкономразвития РФ, написал он в своем телеграм-канале
«Есть необходимость жестче оценивать поведение зарубежных партнеров. Мои предложения в Минэкономразвития РФ: те, с кем действуют инвестсоглашения в случае сворачивания бизнеса — возврат средств от полученных льгот», — сообщил он. По мнению Дрозденко, пока компания не вернет деньги, в залог может быть оставлено обеспечение в виде основных фондов, которые находятся на территории региона.
Кроме того, губернатор предлагает расторгать договоры аренды и отзывать лицензии на использование недр, если компания выставлена на продажу. «Природные ресурсы — достояние РФ, и покупатель не должен платить за их переуступку», — пояснил глава региона. Если же бизнес уходит и выставляет неприемлемую цену продажи, Дрозденко предлагает ставить условия о передаче активов в аренду за размер амортизационных отчислений, «чтобы предприятие сохранилось и сохранило рабочие места».
По словам губернатора, такие требования уже сейчас можно было бы предъявлять к бизнесу, объявившему о продаже активов в регионе и остановившем местные производства. В качестве примера он привел деревообрабатывающее предприятие «Мется Свирь». Финская Metsä Group заявила об остановке деятельности своего единственного производственного подразделения в России в конце марта. По данным пресс-службы администрации области, в августе с предприятия по соглашению сторон с выплатой шести среднемесячных заработных плат уволились 35 сотрудников из 106.
«Что касается «Мется Свирь», мы четко и открыто сказали: если вы решили продавать свой бизнес, мы перед продажей вашего бизнеса будем ставить условия по прекращению лицензии на лесопользование и на недропользование», — отметил Дрозденко, добавив, что как правило при продаже подобных компаний собственник закладывает в стоимость использование сопутствующих ресурсов, которые увеличивают цену на 70%.
Опрошенные «Ведомостями» юристы говорят, что часть озвученных требований можно реализовать уже сегодня с учетом действующего в России законодательства, но с условием согласованной деятельности федеральных и региональных госорганов. «Наиболее перспективное направление – прекращение инвестиционных соглашений и доначисление налогов», — говорит адвокат Балтийской коллегии адвокатов имени Анатолия Собчака Елена Менде.
Она поясняет, что льготы, связанные с реализацией региональных инвестиционных проектов (РИПов), регулируются Налоговым кодексом. С 1 января 2022 г. в случае невыполнения участником РИП обязательств, предусмотренных инвестиционной декларацией, в том числе в части сумм финансирования капитальных вложений РИП-статус участника подлежит прекращению со дня включения организации в реестр участников РИП. «Это означает, что если участник РИП с иностранными корнями по любой причине в текущем году не выполнит обязательства, он потеряет все налоговые льготы, которые применялись к нему с момента включения в реестр, с последующим доначислением налогов», — говорит юрист.
Ст. 16 ФЗ «О промышленной политике в РФ» также прямо предусматривает аналогичные последствия расторжения специального инвестиционного контракта (СПИК): возмещение ущерба государству и компенсация неуплаченных налогов и сборов в связи с использованием особого статуса. «Кроме того, инвестиционные контракты и соглашения о ведении деятельности могут предусматривать помимо возмещения убытков еще и штрафы в твердой сумме, которые также могут быть взысканы в сегодняшней ситуации», — подчеркнула Менде.
Сложнее обстоит ситуация с другими инициативами властей Ленобласти. В частности – с отзывом лицензий на недропользование. Действующее законодательство о недрах не предусматривает возможность приостанавливать осуществление пользования недрами по желанию исполнительной власти региона, отмечает партнер юридической фирмы Ru.Courts Илья Кавинский. «Но у властей есть достаточно полномочий по проверке соблюдения недропользователями законодательства о недрах. Так, законодательство о недрах позволяет приостанавливать действия прав на недра в случае нарушения пользователем недр требований по рациональному использованию и охране недр, список которых очень широк. Таким образом, власти могут либо попытаться изменить действующее законодательство, либо воспользоваться существующими механизмами проверок», — отмечает он.
Если в случае первых двух инициатив у властей есть доступные рычаги влияния на ситуацию, в отношении принудительной аренды юристы не видят никаких законодательных перспектив. «Безусловно, сохранение рабочих мест и производства критически важно по социально-экономическим причинам. Но тем не менее это совсем не укладывается в рамки гражданско-правовых отношений, которые основаны на принципе частной собственности и свободы договора», — говорит Менде.
Кавинский отмечает, что предложенный Дрозденко вариант не имеет отношения к национализации или конфискации и скорее напоминает внешнее управление. «Однако введение такой формы контроля над предприятиями, по моему мнению, невозможно без изменения федерального законодательства», — говорит он.
Менде добавляет, что аренда иностранных активов несет и другие риски: возникает большое количество вопросов с выплатой аренды собственнику. «Будет ли она депонироваться в российских банках на неопределенный срок или из нее будут компенсированы какие-то штрафные санкции – непонятно, но в любом случае это противоречит и букве, и духу закона», — уверена эксперт.