Ленобласть предложила выставить заградительные условия для ухода иностранного бизнеса

По мнению юристов на законных основаниях можно реализовать лишь часть предложений местных властей
Губернатор Александр Дрозденко предложил жестче оценивать поведение зарубежных партнеров /Администрация Ленингардской области

Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко на форуме BRIEF-22 озвучил условия, которые власти региона хотят предъявлять уходящим из России иностранным компаниям. Соответствующие предложения губернатор адресовал в Минэкономразвития РФ, написал он в своем телеграм-канале

«Есть необходимость жестче оценивать поведение зарубежных партнеров. Мои предложения в Минэкономразвития РФ: те, с кем действуют инвестсоглашения в случае сворачивания бизнеса — возврат средств от полученных льгот», — сообщил он. По мнению Дрозденко, пока компания не вернет деньги, в залог может быть оставлено обеспечение в виде основных фондов, которые находятся на территории региона.

Кроме того, губернатор предлагает расторгать договоры аренды и отзывать лицензии на использование недр, если компания выставлена на продажу. «Природные ресурсы — достояние РФ, и покупатель не должен платить за их переуступку», — пояснил глава региона. Если же бизнес уходит и выставляет неприемлемую цену продажи, Дрозденко предлагает ставить условия о передаче активов в аренду за размер амортизационных отчислений, «чтобы предприятие сохранилось и сохранило рабочие места».

По словам губернатора, такие требования уже сейчас можно было бы предъявлять к бизнесу, объявившему о продаже активов в регионе и остановившем местные производства. В качестве примера он привел деревообрабатывающее предприятие «Мется Свирь». Финская Metsä Group заявила об остановке деятельности своего единственного производственного подразделения в России в конце марта. По данным пресс-службы администрации области, в августе с предприятия по соглашению сторон с выплатой шести среднемесячных заработных плат уволились 35 сотрудников из 106.

«Что касается «Мется Свирь», мы четко и открыто сказали: если вы решили продавать свой бизнес, мы перед продажей вашего бизнеса будем ставить условия по прекращению лицензии на лесопользование и на недропользование», — отметил Дрозденко, добавив, что как правило при продаже подобных компаний собственник закладывает в стоимость использование сопутствующих ресурсов, которые увеличивают цену на 70%.

Опрошенные «Ведомостями» юристы говорят, что часть озвученных требований можно реализовать уже сегодня с учетом действующего в России законодательства, но с условием согласованной деятельности федеральных и региональных госорганов. «Наиболее перспективное направление – прекращение инвестиционных соглашений и доначисление налогов», — говорит адвокат Балтийской коллегии адвокатов имени Анатолия Собчака Елена Менде.

Она поясняет, что льготы, связанные с реализацией региональных инвестиционных проектов (РИПов), регулируются Налоговым кодексом. С 1 января 2022 г. в случае невыполнения участником РИП обязательств, предусмотренных инвестиционной декларацией, в том числе в части сумм финансирования капитальных вложений РИП-статус участника подлежит прекращению со дня включения организации в реестр участников РИП. «Это означает, что если участник РИП с иностранными корнями по любой причине в текущем году не выполнит обязательства, он потеряет все налоговые льготы, которые применялись к нему с момента включения в реестр, с последующим доначислением налогов», — говорит юрист.

Ст. 16 ФЗ «О промышленной политике в РФ» также прямо предусматривает аналогичные последствия расторжения специального инвестиционного контракта (СПИК): возмещение ущерба государству и компенсация неуплаченных налогов и сборов в связи с использованием особого статуса. «Кроме того, инвестиционные контракты и соглашения о ведении деятельности могут предусматривать помимо возмещения убытков еще и штрафы в твердой сумме, которые также могут быть взысканы в сегодняшней ситуации», — подчеркнула Менде.

Сложнее обстоит ситуация с другими инициативами властей Ленобласти. В частности – с отзывом лицензий на недропользование. Действующее законодательство о недрах не предусматривает возможность приостанавливать осуществление пользования недрами по желанию исполнительной власти региона, отмечает партнер юридической фирмы Ru.Courts Илья Кавинский. «Но у властей есть достаточно полномочий по проверке соблюдения недропользователями законодательства о недрах. Так, законодательство о недрах позволяет приостанавливать действия прав на недра в случае нарушения пользователем недр требований по рациональному использованию и охране недр, список которых очень широк. Таким образом, власти могут либо попытаться изменить действующее законодательство, либо воспользоваться существующими механизмами проверок», — отмечает он.

Если в случае первых двух инициатив у властей есть доступные рычаги влияния на ситуацию, в отношении принудительной аренды юристы не видят никаких законодательных перспектив. «Безусловно, сохранение рабочих мест и производства критически важно по социально-экономическим причинам. Но тем не менее это совсем не укладывается в рамки гражданско-правовых отношений, которые основаны на принципе частной собственности и свободы договора», — говорит Менде.

Кавинский отмечает, что предложенный Дрозденко вариант не имеет отношения к национализации или конфискации и скорее напоминает внешнее управление. «Однако введение такой формы контроля над предприятиями, по моему мнению, невозможно без изменения федерального законодательства», — говорит он.

Менде добавляет, что аренда иностранных активов несет и другие риски: возникает большое количество вопросов с выплатой аренды собственнику. «Будет ли она депонироваться в российских банках на неопределенный срок или из нее будут компенсированы какие-то штрафные санкции – непонятно, но в любом случае это противоречит и букве, и духу закона», — уверена эксперт.