Ленинградская область может увеличить госдолг более чем в 7 раз
В проект бюджета заложат рост госдолга в 2025 г. до 24,5 млрд руб. (сейчас он составляет 3,3 млрд руб.)Правительство Ленинградской области на заседании 22 сентября озвучило параметры бюджета на 2023 г. и плановый период 2024-2025 гг. Губернатор региона Александр Дрозденко назвал бюджет «жестким». Доходы областной казны в прогнозируемом бюджете на 2025 г. могут оказаться ниже, чем в текущем и следующем годах, в то время как государственный долг субъекта вырастет в разы.
По словам первого заместителя председателя правительства Ленинградской области – председателя комитета финансов Романа Маркова, в следующем году собственный бюджет региона рассчитывает получить 171,3 млрд руб. доходов. Это немногим больше запланированных поступлений на этот год (170,4 млрд руб.). Расходы в 2023 г. составят 183 млрд руб. против 191,3 млрд руб. в этом году.
Ожидается, что в 2024 г. доходы вырастут до 177,7 млрд руб., а расходы, напротив, снизятся до 180 млрд. В 2025 г. же прогнозируется резкое сокращение как доходов (до 160,6 млрд руб.). так и расходов (до 161,1 руб.). Марков пояснил, что бюджет верстался в условиях существенных ограничений и неопределенности с поступлением доходов. «На моей памяти ни разу мы не формировали бюджет с таким уровнем неопределенности по доходным источникам», — подчеркнул чиновник.
В то же время он назвал сразу несколько рисков, которые могут негативно повлиять на наполняемость местной казны. Среди них как внешние (принятие на федеральном уровне законов, сокращающих поступление доходов регионам), так и внутренние. Это и необходимость ограничивать дефицит бюджета по заключенному соглашению с Минфином, ограниченные возможности на получение финансовой помощи из федерального центра (область не является дотационной), необходимость дополнительных затрат в рамках развития агломерации с Петербургом, рост расходов на восстановление прав дольщиков и др.
Цифры показывают, что власти области взяли курс на постепенное сокращение дефицита бюджета. Так, если в этом году дефицит прогнозируется на уровне 20,9 млрд руб., в 2023 г. — 11,7 млрд руб., в 2024 г. — 2,4 млрд, то в 2025 г. он должен снизиться всего до 600 млн руб. (или 0,4% доходов). Но чтобы сокращать дефицит, правительство должно будет увеличивать заимствования. К концу 2025 г. Ленинградская область готова нарастить госдолг почти до 24,5 млрд руб. По данным комитета финансов, на 1 сентября госдолг региона составлял 3,294 млрд руб.
«Мы сознательно на это идем, чтобы осуществить приоритетное развитие четырех инфраструктурных проектов. В 2023 г. увеличиваются и рыночные заимствования в размере 10,5 млрд руб., чтобы сбалансировать доходы и расходы», — рассказал Марков.
Если в 2021 г. госдолг составлял 2,6 млрд руб., то в этом году он может достичь 10,4 млрд руб. (в том случае, если регион осенью привлечет 3,5 млрд руб. коммерческого кредита, как планировалось в бюджете на 2022 г. и получит запланированные инфраструктурные кредиты). В 2023 г. регион готов увеличить госдолг до 21,7 млрд, в том числе за счет роста коммерческих кредитов до 10,5 млрд руб. В плановые параметры бюджета на 2025 г. заложен уже общий размер госдолга в 24,5 млрд руб., из которых 11,6 млрд могут составить коммерческие кредиты.
Доцент кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС Дмитрий Десятниченко говорит, что рост объема дефицита бюджета Ленинградской области обусловлен целым рядом объективных причин, не связанных с деятельностью самих органов власти. Существенно снизить расходы в ответ на ожидаемое снижение доходов власти региона не могут, так как бюджет любого субъекта федерации в расходной части имеет социальную направленность. По его оценке, наиболее сложным для бюджета Ленобласти окажется 2023 г. и первая половина 2024 г., так как действие негативных эффектов на макроуровне происходит с временным лагом в 6-9 месяцев.
У властей региона есть лишь два пути выравнивания возникших дисбалансов в экономике: либо за счет дотаций из Федерального бюджета, либо за счет кредитов. «Федеральный центр в текущих условиях не склонен делать ставку на безвозмездную финансовую помощь и поддержку. Поэтому более активное использование возможностей привлечения кредитных ресурсов шаг хоть и вынужденный, но необходимый», — считает экономист.
По словам Маркова, способствовать росту госдолга будут в том числе инфраструктурные кредиты, которые государство выдает регионам под 3% годовых. В Ленобласти с привлечением ИБК будет реализовано четыре проекта. Это строительство подъезда к ТПУ «Кудрово» (стоимость 4 млрд руб.), соединение КАД и автодороги Санкт-Петербург – Матокса (4,4 млрд руб.), реконструкция дороги Петербург – Колтуши во Всеволожском районе (2,5 млрд) и создание инженерной инфраструктуры к ЖК «Ржевский парк» (626 млн руб.).
Десятниченко говорит, что при условии эффектного использования кредитных ресурсов суммы уплачиваемых впоследствии за пользование кредитом процентов окажутся существенно меньше дополнительного потока налоговых доходов, который должен возникнуть после реализации инфраструктурных проектов. «Вложение бюджетных средств в развитие инфраструктуры крайне важно ввиду того, что бизнес всегда имеет возможность выбора объектов инвестирования. Чем более развитым и подготовленным является район, тем перспективнее он в глазах инвестора, тем выше вероятность для экономики региона получить новый импульс роста, а для бюджета — дополнительный устойчивый источник налоговых доходов», — подчеркнул эксперт.
Директор филиала «БКС мир инвестиций» Никита Демидов не видит риска для региона при увеличении госдолга. Согласно бюджетному кодексу, верхний предел госдолга субъектов РФ установлен на уровне 50% собственных доходов. С учетом прогнозируемых доходов в 2025 г. госдолг Ленобласти может составить лишь 15%. В то же время на фоне снижения кредитных ставок он считает перспективным привлечение коммерческих кредитов. «Ставка фондирования сейчас для регионов достаточно низкая. Почему бы и не занять, когда ставки по депозитам пошли к 5%. Это определенное окно возможностей», — считает эксперт.