Доходы бюджета Петербурга в ближайшие три года составят почти 3,4 трлн рублей

Но введение нового порядка распределения налогов от бывших участников КГН грозит казне потерей в 2023-2025 гг. 450 млрд руб.
За 2023 г. доходы казны от бывших участников КГН снизятся в 3,5 раза и город потеряет более 220 млрд руб. /Freepik

Правительство Санкт-Петербурга на заседании 4 октября обсудило предварительные параметры бюджета города на 2023-25 гг. Впервые казна на трехлетний период сформирована исходя из  ежегодных доходов и расходов свыше 1 трлн руб., написал в своем telegram-канале вице-губернатор Алексей Корабельников.

В 2023 г. доходы ожидаются в размере 1,057 трлн руб., расходы – 1,17 трлн руб., в 2024 г. – 1,144 трлн и 1,179 трлн руб. соответственно, в 2025 г. город рассчитывает заработать 1,197 трлн руб. и потратить 1,239 трлн руб. Таким образом, суммарно доходы города за три года могут достичь почти 3,4 трлн руб.  

В то же время сами власти не исключают, что в 2023-2025 гг. городская казна может недосчитаться в общей сложности более 450 млрд руб. из-за предложения Минфина ввести с 1 января 2023 г. новый порядок распределения между регионами налога на прибыль от бывших участников консолидированных групп налогоплательщиков (КГН). На парламентских слушаниях в Совете Федерации 3 октября губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов рассказал, что только за 2023 г. доходы казны от бывших участников КГН снизятся в 3,5 раза и город потеряет более 220 млрд руб. А недополученные налоги за три года  составят более 450 млрд руб.

Минфин после отмены института КГН предлагает в течение нескольких лет консолидировать и затем перераспределять между регионами налог на прибыль от экс-участников групп, начав с 80% в 2023 г. Для адаптации регионов предусмотрен компенсирующий механизм через составление нормативов распределения налога на прибыль от КГН с учетом фактических поступлений в прошлые годы. Ожидается, что в следующем году 80% ресурсов от предприятий КГН будет направлено на федеральный уровень и распределено по тем же регионам, где они зарегистрированы. Но в последующие годы этот показатель предлагается сокращать на 20 п. п. каждый год.

В форме КГН в настоящий момент объединены 16 холдингов: «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз», X5 Group, «Транснефть», «Атомэнергопром», «Татнефть», «Новатэк», НЛМК, «Евраз», «Норникель», «Северсталь», «Мегафон» и «Мечел». Одними из главных налогоплательщиков города в последние годы стали КГН «Газпром» и «Газпром нефть». В 2021 г. крупнейший налогоплательщик Петербурга принес бюджету 158 млрд руб., сообщал заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы РФ по Петербургу Владимир Полежаев. Депутат Заксобрания Дмитрий Панов уточнил «Ведомостям», что газовая корпорация уже обеспечила бюджет Петербурга, по самым скромным подсчетам, на сумму свыше 200 млрд руб. Именно благодаря сверхдоходам от нефтегазовой отрасли казна города в этом году сможет на два года раньше запланированного срока получить доходы свыше 1 трлн руб. (изначально доходы на 2022 г. были запланированы в объеме 890 млрд руб.).

Перераспределение налогов от КГН несет прямые риски для городского бюджета. «К сожалению, созданной «подушки безопасности» бюджета Санкт-Петербурга по итогам 2022 г., а также резервов по увеличению налоговых и неналоговых поступлений, может оказаться недостаточно для покрытия выпадающих доходов от крупных налогоплательщиков», — считает Панов, добавляя, что Петербургу и другим регионам, которые пострадают от введения новых правил Минфина (Красноярский край, Ямало-Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО) необходима отсрочка на 1-2 года для адаптации к новым правилам, чтобы реструктуризировать налоговую политику.

Президент НИУ «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге Александр Ходачек напомнил, что около 10 лет назад в России вводили подобное правило для КГН. Это закончилось тем, что некоторые субъекты недополучили десятки миллиардов рублей. «Минфин был вынужден в рамках бюджетного выравнивания помогать регионам. А здесь уже подсчитали падение доходов, это порядка 450 млрд в ближайшие годы. Это существенное ухудшение положения не только Петербурга, но и других регионов-доноров», — прокомментировал он.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты уверены, что Минфин примет новое правило для КГН с возможной отсрочкой на год или два. Таким образом, параметры бюджета Петербурга на 2023-2025 гг. все же могут быть выполнены. За этот период Смольный должен улучшить собираемость других налогов и привлечь в город  новых инвесторов.

Директор филиала «БКС мир инвестиций» Никита Демидов считает, что властям Петербурга уже сейчас необходимо задействовать стандартные меры для нивелирования ущерба после принятия правила Минфина. «Можно поддерживать развитие малого и среднего бизнеса, строительство новых заводов, усилить работу с другими налогоплательщиками, что достаточно эффективно делают в Ленобласти», — прокомментировал он.

Доцент кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС Дмитрий Десятниченко считает, что собранные налоги с КГН в федеральный бюджет можно вернуть в город в виде дополнительных госзаказов. «Если крупные Петербургские строительные фирмы будут получать большие подряды, финансируемые Федеральным Центром за счет аккумулированных посредством налоговой инициативы Минфина денег, то 30-40% от сумм таких подрядов могут по итогам реализации проектов вернуться в бюджет Санкт-Петербурга», — уверен эксперт.