Пандемия, СВО и санкции ударили по промышленному туризму

Доля предприятий, открытых для посетителей, не превышает 3-4%, а на фоне геополитической ситуации она только снижается
Программы, подходящие под определение промышленного туризма, организуют около 25-30 предприятий города /Freepik

В 2019 г. около 70 предприятий Петербурга участвовали в различных программах по промышленному туризму и проводили экскурсии по своим производствам. В этом году таких осталось около 30, сообщили «Ведомостям» в Ассоциации промышленного туризма Северо-Запада. Таким образом, на фоне последствий пандемии и геополитической ситуации число компаний, открытых для туристов, сократилось в 2,3 раза. В частности, в Петербурге остановили деятельность и прием туристов заводы Hyandai, Coca-Cola и др.

По данным городского комитета по туризму, официально программы, подходящие под определение промышленного туризма, организуют около 25 предприятий. Всего по сведениям комитета по промышленной политике, инновациям и торговле на 2021 г. в городе функционировали около 750 средних и крупных предприятий. Таким образом, доля объектов промышленного туризма пока не превышает 3-4%.

В общей сложности 150 городских производств сейчас имеют собственные музеи, но как отмечают в профильной ассоциации, часть из них либо закрыта для сторонних посетителей, либо не настолько современна и уникальна, чтобы привлечь потенциальных туристов.

Опрошенные изданием эксперты и участники рынка отмечают, что в теории промышленный туризм дает производителям только бонусы: экскурсии на производства способны повысить инвестиционную привлекательность, обеспечить приток новых кадров и усилить лояльность к бренду. Но на практике реализовать все эти преимущества мешают отсутствие необходимых компетенций и стратегии по развитию промышленного туризма, а также понимания, как интегрировать экскурсии в бизнес-модель.

По мнению директора Ассоциации промышленного туризма Северо-Запад Ирины Семеновой, ключевой проблемой является низкий уровень мотивации со стороны самих заводов: «У многих не сформирован туристический коридор, нет окончательных точек маршрута в виде сувенирного киоска или объекта для фотографирования», — объясняет она.  При этом на фоне экономических сложностей, связанных с геополитикой, предприятия больше задумываются о решении насущных задач, а туризм оказывается не в списке приоритетов.

По словам первого заместителя гендиректора предприятия «Русские самоцветы» Дмитрия Мазаникова, для ряда предприятий требования к соблюдениям мер безопасности и секретности являются барьером к проведению экскурсий, но есть и те, кто не понимает ценности таких программ или не имеет компетенций, добавляет он. «При этом все преимущества данного вида туризма давно оценили за рубежом. Например, немецкий автоконцерн BMW ежегодно посещали (до пандемии) более 400 000 туристов», — говорит эксперт.

Как отмечают в комитете по развитию туризма, потенциальные посетители предприятий — это не только туристы, но и делегации по обмену опытом, блоггеры, школьники и студенты профильных вузов. Среди иностранных гостей большой интерес проявляют Китай, Индия, страны ближнего Востока. Однако в этом году ситуацию обострила геополитика: с началом пандемии иностранных туристов стало приезжать гораздо меньше, а в этом году существенно снизился турпоток из ЕС.

Управляющая музейным пространством Петродворцового часового завода «Ракета»  Екатерина Крещик отмечает, что до пандемии на мануфактурное часовое производство полного цикла приезжали туристы из США, Латинской Америки, Азии и Европы. Сейчас иностранных туристов – единицы, но их замещает внутренний поток. В месяц на экскурсию приезжают от 100 до 500, человек, в основном мужчины старше 30 лет, в том числе коллекционеры.

По данным Мазаникова, количество иностранных туристов на его предприятии сократилось более чем на 90% еще в период пандемии. «Несмотря на фактически полную отмену ковидных ограничений (кроме Китая), потоки не могут восстановиться по многим причинам. Основные из них: сложности с перелетами на фоне взаимного закрытия неба между РФ и рядом других стран, санкции производителей авиакомпаний в отношении российских перевозчиков, отсутствие упрощенных виз, которые успешно применялись до пандемии, ощутимые кризисные проявления в туротрасли зарубежных стран»», — добавил он. Сейчас предприятие, в основном, посещают внутренние туристы  — от 100 до 500 человек в месяц.

Генеральный директор Императорского фарфорового завода Татьяна Тылевич рассказала изданию, что в 2019 г. предприятие посетили 10 000 туристов, в 2020 г. показатель упал в 3 раза. За 10 месяцев 2022 г. завод посетили 5000 человек, добавили в пресс-службе, уточнив, что немного отыграть показатели в этом году  удалось также за счет роста внутреннего турпотока.

По словам директора музея Кондитерской фабрики им. Самойловой Ирины Гавриловой, в 2020 и 2021 гг. из-за пандемии поток промышленных туристов упал как минимум на треть и до сих пор не восстановился даже за счет российских гостей. До пандемии во время каникул предприятие могли посетить до 3000 человек в месяц, в настоящее время – около 1000. Экскурсии, в основном, посещают местные школьники, родители с детьми из других регионов и студенты техникумов по специальности «кондитерское производство».

Как отмечает Гаврилова, на падение влияет ощутимое снижение доходов населения. Также фиксируется больше количество отказов школ от проведения экскурсий во время учебного года, мотивированных соображениями безопасности на фоне усложнившейся геополитической обстановки.