Бюджет Ленинградской области готовится к налоговым потерям

Самый крупный источник доходов – налог на прибыль организаций – в 2023 г. по сравнению с 2022 г. может снизиться на 4,5 млрд руб.
В 2023 г. доходы от налога могут составить 69,1 млрд руб. против 73,6 млрд в этом году /Freepik

Отмена института консолидированных групп налогоплательщиков, введение единого налогового платежа и высокая инфляция осложнят наполнение бюджета Ленинградской области в следующем году. Об этом заместитель председателя правительства Роман Марков сообщил во время нулевых слушаний законопроекта о бюджете региона на 2023 г. и плановый период 2024-25 гг. в Законодательном собрании области, которые состоялись 25 октября.

«Впервые за мою практику у нас такой уровень неопределенности», —отметил Марков.

Ожидается, что в 2023 г. доходы Ленобласти составят 171,3 млрд руб., расходы 183 млрд руб., дефицит – 11,7 млрд. В 2024 г. власти рассчитывают снизить дефицит до 2,4 млрд руб. (доходы составят 177,7 млрд руб.,  расходы — 180,1 млрд руб.), а в 2025 г. – до 600 млн руб. (доходы 160,6 млрд, расходы – 161,2 млрд руб.).

Как отметил Марков, на экономику региона в следующем году будут влиять сразу несколько негативных факторов, которые могут осложнить исполнение бюджета. Один из них —  упразднение  института консолидированных групп налогоплательщиков (КГН). Минфин РФ предлагает с 2023 г. направлять налог на прибыль таких организаций напрямую в федеральный центр, а затем перераспределять между регионами. В следующем году субъекты могут получить лишь 80% от экс-участников групп, а в последующие годы этот показатель предлагается сокращать на 20 п. п. каждый год.

«Доля КГН занимает около 40% в налоге на прибыль, а налог на прибыль занимает около 40% всех доходов. Будет ли переходный период или компенсации — мы не знаем», — прокомментировал Марков.

По данным властей региона, в 2021 г. в Ленобласти действовало 10 КГН. Среди них крупнейшими налогоплательщиками являются «Атомный энергопромышленный комплекс», «Сургутнефтегаз» и «Газпром». В прошлом году налог на прибыль от КГН составил 22,7% от общей суммы поступлений по данному доходному источнику, а за первые полгода 2022 г. он вырос по сравнению с аналогичным показателем за прошлый год в 2,3 раза.

По итогам этого года власти ожидают получить 73,6 млрд руб. налога на прибыль. Если исходить из оценок Маркова, на долю КГН (40%) придется около 29 млрд руб. Какая именно сумма может не вернуться в регион в следующем году – власти не уточняют, но уже заложили в прогноз на следующий год возможное снижение поступлений от НП. Так, в 2023 г. налог может составить 69,1 млрд руб. против 73,6 млрд в этом году.

По словам чиновника возможное выпадение налога от КГН Ленобласть собирается компенсировать за счет роста других доходов, в том числе НДФЛ. Так, запланировано увеличение НДФЛ с 35,8 млрд в 2022 г. до 39,2 млрд руб. в 2023 г.

«Мы все-таки должны выйти с суммой (доходов. – «Ведомости») не меньше, чем в 2022 г. По налогу на прибыль планируется снижение, при этом НДФЛ у нас растет не один год. Драйвером является и увеличение зарплат», — прокомментировал Марков.

Другой фактор, который может осложнить исполнение бюджета в следующем году — введение единого налогового платежа для юридических лиц. Крупные налогоплательщики будут отправлять перечисления единым платежом в Федеральную налоговую службу. Далее ФНС перераспределит эти финансы между получателями и вернет нужную часть суммы региональным бюджетам. По словам Маркова, пока неясно, через какое время после уплаты налогов деньги будут возвращаться в региональную казну. Задержки могут грозить кассовыми разрывами.

«Все это говорит о том, что уже с января 2023 г. нам необходимы будут резервы, чтобы не допустить кассового разрыва. Мы уже готовимся к этой ситуации. Мы провели аукцион и заключили договор на открытие кредитной линии. Мы работаем с федеральным казначейством для того, чтобы заключить соглашение о предоставлении бюджетного кредита на кассовый разрыв. Это нам позволит финансировать расходные обязательства в начале года», — подчеркнул зампредседателя правительства.

По словам Маркова, главным фактором неопределенности также остается инфляция. Ее рост начался весной 2020 г. на фоне пандемии, продолжился в 2021 г., а в 2022 г. произошел дополнительный скачок «из-за геополитической ситуации». В сентябре этого года, по данным ЦБ, годовая инфляция в регионе достигла 12,44%. Чиновник подчеркнул, что хоть инфляция и приводит к росту доходов, вместе с ней увеличивается и расходная часть бюджета.

Директор филиала «БКС мир инвестиций» Никита Демидов считает, что регион сможет компенсировать потерю части налогоплательщиков (иностранных компаний и института КГН) и адаптироваться к новым реалиям и исполнить бюджет по доходам за счет привлечения новых инвестиций. «Ленобласть относится к тем немногим регионам, у которых есть шанс быстро адаптироваться, потому что они системно занимаются поддержкой бизнеса, развивают новые инвестпроекты», — говорит эксперт. Он напомнил, что в области сейчас реализуется большое количество новых инвестпроектов, в том числе крупнейших на Северо-Западе, которые в перспективе создадут дополнительную налоговую базу. Ранее «Ведомости» писали, что в «Русхимальянс» строит в Усть-Луге комплекс по переработке и сжижению природного газа, он будет перерабатывать 45 млрд куб. м газа в год и производить 13 млн т СПГ. В проект также входит газохимический комплекс (оператор «Балтийский химический комплекс»), который будет перерабатывать этансодержащий газ. Общие инвестиции оцениваются примерно в 1 трлн руб.

В то же время доцент кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС Дмитрий Десятниченко считает, что на фоне сложной ситуации с формированием доходной части бюджета регион не сможет планово сокращать дефицит и избегать внешних заимствований после снижения налоговых поступлений. Риск роста дефицита, напротив, будет увеличиваться. Чтобы выполнить все взятые на себя обязательства, властям придется привлекать в том числе заемные средства. «Кредит позволит смягчить шок в секторе расходов», — подчеркивает он.

Эксперт напоминает, что у властей сейчас не так много возможностей сокращать расходы: «Ленобласть обязана финансировать здравоохранение, образование и другие социальные выплаты, а также долгосрочные проекты. Регион не может уменьшить социальные обязательства». В то же время снижение расходов на развитие экономики в перспективе грозит сокращением доходной базы. «Поэтому есть смысл сегодня потратить кредитные деньги, чтобы доходы завтра упали в меньших масштабах», — прокомментировал экономист.