Резиденты ОЭЗ «Усть-Луга» получили налоговые льготы

Власти Ленобласть наделили инвесторов преференциями на 1,1 трлн руб., но рассчитывают вернуть в бюджет на 300 млрд руб. больше
Правительство РФ 25 мая утвердило создание в Усть-Луге особой экономической зоны промышленно-производственного типа /Администрация Ленинградской области

Законодательное собрание Ленинградской области 9 ноября сразу в трех чтениях приняло закон, предусматривающий налоговые преференции для резидентов недавно созданной особой экономической зоны «Усть-Луга». Компании получили сниженную ставку по налогу на прибыль и освобождение на 10 лет от уплаты налога на имущество.

Правительство РФ 25 мая утвердило создание в Усть-Луге особой экономической зоны промышленно-производственного типа. Якорными резидентами ОЭЗ ППТ стали две компании: ООО «Русхимальянс», которое строит комплекс по переработке и сжижению природного газа и ООО «Балтийский химический комплекс», который возводит там же производство по переработке этансодержащего газа. Инвесторами проектов выступают «Газпром» и «Русгаздобыча» при поддержке государственной корпорации «ВЭБ.РФ». Объем инвестиций в ближайшие 10 лет оценивается в 2,2 трлн руб.

 Закон Ленинградской области установил льготы для резидентов. В частности, это пониженная ставка по налогу на прибыль организаций на весь период функционирования ОЭЗ (49 лет), начиная с момента, когда будет получена первая прибыль. Первые пять лет налог составит 5%, с 6-го по 10-й гг. – 11%, а с 11-го – 13,5%. Кроме того, на первые 10 лет резидент освобождается от уплаты налога на имущество организаций, а с 11-го года он составит 2,2%.

«Данным законопроектом мы подтверждаем наши публичные обещания, тем самым вселяем уверенность, что со стороны Ленинградской области для размещения производств созданы благоприятные условия», – прокомментировал председатель постоянной комиссии по бюджету и налогам Николай Пустотин.

Ожидается, что после запуска на полную мощность предприятия будут ежегодно перерабатывать до 45 млрд куб. м газа и обеспечивать производство свыше 18 млрд куб. м сухого отбензиненного газа, более 13 млн т сжиженного природного газа, до 2,3 млн т сжиженных углеводородных газов, более 3 млн т этилена и 3 млн т базовых полимеров. Руководство Ленинградской области оценивает выручку компаний в ближайшие 10 лет в размере 6,036 млрд руб., а прирост валового регионального продукта после запуска КПЭГ в 300 млрд руб. ежегодно (это 30% от текущего ВРП региона).

Правда, за 2022–2048 гг. Ленобласть недополучит 1,127 трлн руб. В такую сумму разработчики законопроекта оценили объем предоставленных преференций за этот срок. В то же время власти области считают, что ОЭЗ покажет эффективность. После выхода проекта на полную мощность в ближайшие 24 года резиденты должны перечислить в бюджеты всех уровней 2,362 трлн руб., а в казну Ленобласти – 1,477 трлн руб. Таким образом ОЭЗ должна показать положительную эффективность и добавить области почти 350 млрд руб. доходов.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты считают, что сложившиеся внешнеэкономические ограничения могут затянуть сроки реализации как самих объектов, так и их выход ОЭЗ на бюджетную эффективность. Доцент кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС Дмитрий Десятниченко говорит, что, несмотря на введенные против России санкции, у инвесторов сохраняется уверенность в долгосрочной прибыльности проекта – продукция КПЭГ все равно будет востребована на внутреннем и международном рынках. Запуск КПЭГ будет означать практический отказ от экспорта природных ресурсов в пользу расширения продажи на внешние рынки продукции с большей добавленной стоимостью. Вместе с этим будет расти спрос и внутри страны, считает эксперт. «Например, более массовый перевод транспорта на СПГ, более активное использование СПГ в проектах по газификации и пр. Большой потенциал роста спроса есть и в сегменте высокомолекулярного полиэтилена», – уточнил он.

Аналитик «Фридом финанс» Владимир Чернов тоже подчеркивает, что СПГ и другую продукцию КПЭГ можно будет поставлять в любую страну мира, в то время как трубопроводный газ требует создания инфраструктуры.

В то же время партнер Strategy Partners Алексей Волостнов отмечает, что выход на заявленную эффективность и прибыльность проекта для региона может затянуться на 1–2 года из-за внешнего давления. Осенью 2020 г. «Газпром» сообщал, что ввод в эксплуатацию первой очереди комплекса запланирован на 2024 г., второй – на 2025 г. Но летом немецкая Linde GmbH вышла из совместного предприятия с «Русхимальянсом» по производству оборудования для газоперерабатывающей промышленности и сжижения газа. Linde является одной из немногих компаний в мире, занимающихся производством оборудования для крупнотоннажного производства СПГ, и ряд позиций, поставляемых ею, в нынешних условиях заменить нечем, комментировали «Ведомостям» эксперты, добавляя, что уход Linde может сдвинуть запуск комплекса в Усть-Луге «на два–три года». В пресс-службе КПЭГ не комментируют ситуацию.

«Очевидно, что компании столкнулись с объективными сложностями в технологической сфере и сейчас, как и многие, вынуждены идти в перепроектирование, менять технологических партнеров и «пересобирать» проекты на основе доступных технологий или оборудования в России либо преимущественно в Азии и на Ближнем Востоке», – говорит Волостнов. Он добавляет, что в этих условиях налоговая поддержка стала важным шагом для проекта. «Но с учетом текущей и прогнозируемой конъюнктуры на ресурсных рынках проекты будут окупаемыми, а значит область получит ожидаемый налоговый эффект», – резюмировал эксперт.

Десятниченко отмечает, что заявленный прогноз по росту ВРП Ленобласти на 300 млрд руб. в год видится ему умеренно консервативным и на практике он может оказаться заметно выше.