Регионам разработают мастер-планы для развития туристической инфраструктуры
Проект «Из Москвы в Санкт-Петербург» может появиться уже до конца следующего годаРостуризм в месте с ООО «ПроГород» (входит в группу ВЭБ.РФ) при участии комитета по туризму Санкт-Петербурга и других регионов до конца года разработают мастер-план «Из Москвы в Санкт-Петербург», который поможет увеличить туристический поток между двумя регионами. В городском комитете рассчитывают, что его реализация поможет городу обеспечить всесезонный поток и заместить европейских гостей.
Кто приезжает в Петербург
За девять месяцев 2022 г. в Петербург приехали около 6,4 млн туристов: из них 6,2 млн. человек – россияне, а около 180 000 – зарубежные гости (их доля в общем потоке составила всего 3%). В допандемийном 2019 г. количество туристов достигало 10,4 млн человек, среди которых доля зарубежных гостей доходила до 47%. В 2021 г. общий турпоток составил 6,07 млн человек с долей иностранцев 4%.
Как рассказала «Ведомостям» заместитель главы Ростуризма Елена Лысенкова, мастер-план «Из Москвы в Санкт-Петербург» является одним из 12 туристических проектов, которые планируется реализовать в России до 2024 г. Их задача — создать территориальные карты развития туризма для развития необходимой инфраструктуры в тех регионах, куда сейчас направлен самый большой турпоток. Лысенкова напомнила, что стратегия развития туризма в РФ на период до 2035 г., принятая в 2019 г., описывает показатели и основные задачи отрасли, но не включает схему территориального развития, которая позволит инвесторам строить инфраструктуру в конкретных локациях. Задача туристического мастер-плана как раз состоит в том, чтобы определить роль всех участников с точки зрения потребностей в инфраструктуре на конкретных территориях. «Разработка территориальной схемы позволит стабилизировать конкуренцию инвесторов, чтобы туристические продукты не дублировались», — подчеркнула она.
Ростуризм на основе больших данных выделил 12 регионов, которые активно принимают туристов: на них приходится 60% всего турпотока. По словам Лысенковой, в России остается огромный потенциал для наращивания внутреннего туризма: «64 млн потенциально платежеспособных граждан в настоящее время не путешествуют по разным причинам, включая отсутствие инфраструктуры для путешествий с детьми, недостаток свободного времени и финансовые ограничения». Задача мастер-плана - разработать более доступные или короткие маршруты, например, в соседние субъекты, а также те, которые будут адаптированы под семейный туризм, говорит она.
Разработка мастер-плана макрорегиона «Из Москвы в Санкт-Петербург» стартовала в октябре. В территориальную карту войдут восемь субъектов РФ – Карелия, Ленинградская, Московская, Новгородская, Псковская и Тверская области, а также Москва и Петербург. В комитете по туризму Петербурга рассказали, что город внесет свой вклад в проект: в него войдут наработки, сделанные властями Северной столицы для других межрегиональных проектов — «Два города — миллион впечатлений» и «Серебряное ожерелье России».
По словам председателя городского комитета по туризму Сергея Корнеева, власти Петербурга надеются благодаря запуску матер-плана увеличить всесезонный турпоток. «Нам нужен всесезонный туризм, а для этого необходим конструктор путешествий с разными поводами для возвращения», – добавил он. При этом Петербург видит себя как туристский хаб в СЗФО: «Мы понимаем, что если коридор сформируется, туристы будут приезжать в Москву, а потом в Петербург и путешествовать по маршрутам СЗФО и «Серебряного ожерелья». Но этот конструктор путешествий будет работать, только если мы поймем, какой инфраструктуры не хватает».
Алексей Мусакин в разговоре в «Ведомостями» отметил, что мастер-план помогает приземлить федеральную стратегию на уровень регионов, давая понимание инвесторам, где можно реализовать новое строительство. Но задача состоит в том, что поездки должны быть непрерывными, а СЗФО не является единым туристическим кластером из-за обширной территории и дальних расстояний. Но в качестве положительного примера непрерывного маршрута он привел «Ладожское кольцо», которое проходит сразу по нескольким регионам СЗФО.
Вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Дмитрий Горин добавляет, что окупаемость маршрутов напрямую будет связана с турпотоком, но клиенту не нужна только гостиница. Ему необходимо полное пакетное предложение, которое повлечет за собой организованный поток туристов. Фактически потенциальная заинтересованность есть, отмечает он, учитывая грамотную стратегию позиционирования Петербурга. Сейчас в РФ работают до 4000 компаний в сегменте внутреннего туризма, и их число за последний год только росло.