Уход иностранных компаний не помог местному бизнесу утолить кадровый голод

Поработавшим на зарубежных нанимателей сотрудникам трудно адаптироваться к требованиям российских работодателей
Сотрудники с опытом работы в зарубежных компаниях часто предъявляют завышенные требования для своего уровня компетенций /Freepik

Закрытие в Петербурге и Ленобласти компаний с иностранным участием не улучшило ситуацию на рынке труда. Руководители местных предприятий не ощутили притока новых квалифицированных кадров и не смогли нарастить свои штаты за счет высвобожденных работников. Об этом представители нескольких производителей рассказали во время панельной дискуссии «Что делать: проблемы и возможности», организованной ГАУ «Центр занятости населения Санкт-Петербурга», городским комитетом по труду и занятости населения и изданием MarketMedia.

Директор по развитию компании Ladoga (занимается производством и торговлей алкогольной продукцией) Дмитрий Исаченков рассказал, что из-за ухода с рынка части иностранных игроков спрос на продукцию по отдельным категориям вырос в несколько раз. Чтобы удовлетворить растущий спрос, предприятию пришлось существенно расширить коммерческую службу – с 350 до 500 человек. При этом в компании столкнулись с острым дефицитом кадров. «Никакого профицита мы не испытываем, в России как был острый дефицит высококвалифицированных кадров, так он и остался», — подчеркнул Исаченков. По его оценке, самые большие проблемы на рынке – с инженерами. Чтобы запускать новые производственные линии, компания привозит наладчиков и инженеров из других городов России.

По словам генерального директора кондитерской фабрики «Ацтек» Екатерины Архиповой, одна из причин, почему представители закрывшихся иностранных компаний массово не перешли к российским работодателям на аналогичные должности состоит в том, что такие сотрудники предъявляют завышенные требования для своего уровня компетенций. «К нам приходят сотрудники из иностранных компаний, но они не показывают результата, а работают намного слабее, чем работники российских компаний. Это говорит о том, что они не умеют работать в режиме многозадачности, их работа направлена только на какую-то одну цель. Но мир меняется, и если человек не адаптируется, никто переучивать его не будет. Поэтому рынок пока страдает», — отмечает Архипова.

Генеральный директор «Ленупаковки» Алена Мельникова поясняет, что такая разница в оценке сотрудников связана с определенной спецификой корпоративных стандартов иностранных компаний, которые часто не совпадают с требованиями российских работодателей. Как правило, у сотрудников зарубежных компаний узкая локализованная зона ответственности. «Человек отвечает за определенный пласт, выработана система, которая бережет его от выгорания. Российский же бизнес ожидает, что работник будет отвечать за все, за весь цикл», — поясняет она. Исаченков тоже отмечает, что менеджеры западных копаний привыкли работать по определенным алгоритмам и им сложно перестроиться к требованиям местных работодателей.

Генеральный директор сети «Домовой» Андрей Плукчи отметил, что попадая на российский рынок с европейского или американского, даже опытным менеджерам-экспатам приходится серьезно переучиваться: «По большому счету когда человек приходит работать с западной компании в российскую, у него теряется адаптивность, так как в российской компании «многорукость» стоит во главе угла: мы хотим от человека, чтобы он делал все и сразу».

Не готовы массово брать на работу высвобождающийся после ухода иностранных брендов персонал и представители фэшн-индустрии. Управляющий розничными магазинами Anna Verdi Елена Переверза напомнила, что в конце ноября окончательно закрыл все магазины шведский ритейлер H&M, также Inditex Group приняла решение закрыть бутики Massimo Dutti, Zara Home и Oysho. Но сотрудников этих магазинов ждут далеко не все российские бренды. Это персонал масс-маркета, и он не подходит для работы с российскими марками, которые позиционируют индивидуальный подход к клиентам, пояснила Переверза.

Основатель компании Levrana Леонид Леврана уверен, что нехватку квалифицированных кадров на рынке даже в условиях высвобождения большого количества сотрудников закрывшихся компаний обострила мобилизация: «Кто-то остался на удаленке, кто-то просто уехал в никуда». По словам Мельниковой, которая также владеет собственной сетью ресторанов, от мобилизации сильно пострадала сфера общепита. «Эффект сентября очень сильно ударил по кухне, потому что там работают в основном молодые люди от 18 до 30 лет, чаще всего военнообязанные, соответственно, с ними есть большие проблемы. В структуре сервиса такие же проблемы», — рассказала она, добавив, что ресторанная сфера сейчас ощущает острый кадровый голод, в том числе из-за отъезда иностранцев, которые работали поварами. Полностью возместить уехавших из страны представителей ресторанной отрасли даже на фоне сокращения штата кафе и ресторанов из-за снижения покупательского спроса все равно не удалось. «Кадровый недобор остается», — отметила она.

Основатель компании Lady Sharm Валентина Миронова говорит, что острые кадровые проблемы есть и у кластера легкой промышленности. Предприятия испытывают недостаток работников как мужчин, так и женщин. Компании приходится завозить рабочих из Узбекистана, чтобы покрыть кадровый голод.