ОЖД потеряла за 11 месяцев 2022 г. почти половину лесных грузов
Компенсировать потери можно благодаря Китаю, но Пекин лимитирует поставки из-за внутренних ограничений, связанных с COVID-19За 11 месяцев 2022 г. объем погрузки лесных грузов по Октябрьской железной дороге (ОЖД) составил 2,3 млн т, что на 41,2% ниже аналогичного периода 2021 г., такими данными с «Ведомостями» поделились в пресс-службе компании.
В ОЖД уточнили, что снижение объема погрузки лесных грузов произошло после введения 9 марта 2022 г. запрета на экспорт круглых лесоматериалов в адрес недружественных стран. При общем падении экспорта на 80% выросли внутренние перевозки лесосырья в адрес предприятий целлюлозно-бумажной промышленности.
Аналитик «Фридом финанс» Владимир Чернов уточнил, что ОЖД была ориентирована на экспорт в европейские государства, в частности, в Финляндию, Швецию и Эстонию, но после введения ограничений часть поставок удалось переориентировать на Казахстан, Узбекистан и Китай. «Ранее почти половина всего леса из СЗФО уходила на экспорт в Финляндию, Швецию и Эстонию. Теперь этот объем стараются перенаправить на восточное направление», — прокомментировал эксперт.
При этом только в сторону Финляндии ОЖД за весь 2021 г. отгружала ежесуточно порядка 4200 т лесной продукции, уточнил эксперт в сфере железнодорожных перевозок Сергей Никифоренко. В прошлом году объем погрузки леса на всей ОЖД составлял 12 500 т в сутки или 380 000 т в месяц, из них около 180 000 т отправляли в страны Европейского союза (ЕС) и Северной Африки, но этот объем экспорта сократился после резкого изменения геополитических событий в конце февраля, добавил Никифоренко. «С марта и до сегодняшнего дня погрузка по всей ОЖД просела до 6500 т [в сутки]. Практически в два раза упала погрузка. Провалился экспорт, который шел в страны Европы», — рассказал эксперт.
По словам Никифоренко, альтернативными вариантами поставок могут стать «дружественные» страны: Беларусь, страны Средней Азии, Китай, Иран, Индия и другие. Он подчеркнул, что заместить полностью европейские объемы погрузки леса не получится. Так, на белорусские предприятия увеличили поставки леса почти в 2 раза до 350 т в сутки или до 11 000 т в месяц, но это все еще в 12 раз меньше, чем поставки в Финляндию до марта 2022 г. Аналогичная ситуация со странами Средней Азии. «Правительство Ленобласти, «Деловая Россия» организовывали поездки бизнес-сообщества в Среднюю Азию. Были заключены контракты, но, по моим данным, это не увеличило массовую отправку грузов. Теперь отправляется максимум на 5 вагонов в месяц больше, а вагон загружает порядка 55 т», — рассказал эксперт.
Что касается Китая, то Пекин продолжает лимитировать поставки погрузки из России, в частности, леса из-за ограничений, связанных с COVID-19, уточнил Никифоренко. Это мешает наращивать торговый оборот и лишает возможности ОЖД поставлять в Поднебесную порядка 100 000–110 000 т лесной продукции ежемесячно. При этом РЖД провели мероприятия по увеличению коридоров и суточной передачи поездов на границе с Китаем и Монголией.
Однако ОЖД смогла добиться внутреннего роста погрузки лесоматериалов, рассказал «Ведомостям» партнер Strategy Partners Павел Билибин. Это связано с тем, что целлюлозно-бумажные компании предпочли закупать сырье на внутреннем рынке, а не заниматься его добычей самостоятельно. Эксперт предположил, что другой причиной мог стать рост межрегиональных перевозок внутри СЗФО. «Например, Ленинградская область считается лесодефицитным субъектом, поэтому в адрес местных компаний могли вырасти поставки сырья из Архангельской, Вологодской областей, Республик Коми, Карелия. Незначительно могли вырасти поставки в регионы ЦФО», — рассказал эксперт.
При этом Билибин подчеркнул, что ситуация с лесопромышленным комплексом в Северо-Западном регионе сложная. Наблюдается уменьшение объемов производства в секторе деревообработки. По данным эксперта, с января по октябрь 2022 г. в регионах СЗФО оно находилось ниже уровня прошлого года на 2-7%. «Из-за удаленности от азиатских рынков и высоких логистических затрат продукция предприятий северо-запада менее конкурентоспособна по сравнению с продукцией сибирских и дальневосточных предприятий. В связи с этим прогнозируется дальнейшее снижение объемов производства в регионе», — спрогнозировал Билибин.