Петербург в 2023 г. внедрит региональный инвестиционный стандарт

Опрошенные «Ведомостями» эксперты отметили отсутствие публичных данных по итогам реализации инвестстандарта, хотя он уже работает в 45 субъектах РФ
На данный момент в Петербурге сформировано большинство ключевых элементов РИС — инвестиционная декларация, инвесткарта, свод инвестиционных правил и алгоритмов /gov.spb.ru

С 2023 г. разработанный Минэкономразвития РФ региональный инвестиционный стандарт (РИС) будет внедрен в Санкт-Петербурге. С его помощью планируется привлечь инвестиции в высокотехнологичные отрасли в городе, а также стандартизировать работу с инвесторами.

В октябре 2021 г. первый заместитель председателя правительства Андрей Белоусов заявил, что региональный инвестиционный стандарт задает единые правила на уровне субъектов страны. По его словам, инвестстандарт учитывает накопленные практики Агентства стратегических инициатив в сфере инвестиционной деятельности. Система позволит упростить путь российского и зарубежного инвестора в регионы.

РИС начал действовать с 2021 г. в пилотном формате в 12 российских субъектах: Москве, Московской, Волгоградской, Воронежской, Нижегородской, Новгородской, Сахалинской, Тульской, Челябинской областях, республике Татарстан, Мордовии и Забайкальском крае. К концу 2022 г. 45 регионов внедрили инвестстандарт, а в 2023 г. его планируют распространить на все субъекты России.

Региональный инвестиционный стандарт — проект Агентства стратегических инициатив по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в регионах. В частности, в субъектах утверждаются инвестиционные декларации с обязательствами по сохранению и развитию условий, создаются агентства инвестиционного развития, комитеты по сопровождению проектов. АСИ оценивает инвестиционный рейтинг субъектов.

Для инвестора РИС имеет значение, так как система фиксирует ответственность региональной власти за взятые инвестиционные обязательства и дает гарантии дальнейшего «неухудшения» проекта, рассказал «Ведомостям» председатель профильной комиссии по инвестициям Законодательного собрания Санкт-Петербурга Дмитрий Панов.

Он уточнил, что на данный момент в Петербурге сформировано большинство ключевых элементов РИС — инвестиционная декларация, инвесткарта, свод инвестиционных правил и алгоритмов. Также в высокой степени проработки находится создание инвестиционного комитета, его предполагается утвердить на базе штаба по улучшению условий ведения бизнеса при губернаторе Санкт-Петербурга.

При внедрении инвестиционного стандарта в Петербурге необходимо ориентироваться на опыт пилотных регионов — Москвы, Московской области, Татарстана и ряда других субъектов, отметил Панов. «При этом непосредственно оценивать уровень и работоспособность реализуемого стандарта в регионе будет бизнес, представленный деловыми объединениями, в том числе «Деловой Россией», — сказал он.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты обратили внимание на то, что РИС внедрили в 2021 г., а к концу 2022 г. он действует в 45 российских регионах. В то же время открытые отчеты о его эффективности отсутствуют.

Доцент кафедры СЗИУ РАНХиГС Дмитрий Десятниченко предположил, что расширение практики внедрения инвестстандарта может говорить о его успешном внедрении в субъектах. «Иначе мы не увидели бы планов масштабировать этот опыт и внедрить подобную практику к концу 2023 г. уже в 85 субъектах РФ. Во всяком случае, это следует из информации, размещенной на сайте Минэкономразвития», — рассказал эксперт.

Он отметил, что внедрение РИС является обязательным условием, которое позволяет претендовать на дотации, которые покрывают инвестиционные налоговые вычеты в региональных бюджетах, что является его преимуществом.

В декабре 2022 г. на заседании штаба по инвестициям с регионами заместитель министра экономического развития Мурат Керефов подчеркнул, что получившие «позитивную оценку внедрения стандарта» субъекты могут претендовать на дотацию по налоговому вычету, в этом году он составил почти 3 млрд руб.

Аналитик «Фридом финанс» Владимир Чернов выделил и другие преимущества, среди которых – оптимизация и стандартизация работы с инвесторами. Кроме того, «субсидии по погашению части процентов ставки по банковским кредитам, субсидии на возмещение затрат при реализации проекта по созданию инфраструктуры, различные налоговые послабления и др.», — рассказал эксперт.

Недостатки работы РИС еще предстоит выявить, уточнил Чернов. По его мнению, в ходе реализации необходимо привести к единому стандарту инвестирования различные виды бизнеса, что может стать недостатком системы, например, одним компаниям необходимы налоговые послабления по добыче полезных ископаемых, а другие компании его вовсе не платят. «Возможно, в будущем из-за этого РИС придется делить на разные подгруппы в зависимости от сферы деятельности бизнеса», — считает он.

Другим недостатком системы может стать формальное отношение властей к инвестстандарту, рассказал управляющий по корпоративному и брокерскому бизнесу петербургского филиала «БКС мир инвестиций» Никита Демидов. «Появление негативных кейсов, которые будут обсуждаться в бизнес-сообществе, сведет на нет многие преимущества. Поэтому так важно тесное взаимодействие с АСИ (Агентством стратегических инициатив) и создание сильной проектной команды», — резюмировал эксперт.