Строительство ШМСД в Петербурге подорожало до 340 млрд руб.

На старте проекта два года назад стоимость дороги оценивали в 160 млрд руб.
Общая стоимость проекта оценивается в 340 млрд руб., в то время как на старте строительства, в 2021 г., власти называли необходимую сумму инвестиций около 160 млрд руб. /gov.spb.ru

Власти Санкт-Петербурга готовятся к заключению концессионного соглашения на строительство II-IV этапов Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД). Как сообщили в ответ на запрос «Ведомостей» в пресс-службе городского комитета по развитию транспортной инфраструктуры, сейчас проходит утверждение градостроительной документации по II-IV этапам прокладки магистрали. Общая стоимость проекта оценивается в 340 млрд руб., в то время как на старте строительства, в 2021 г., власти называли необходимую сумму инвестиций около 160 млрд руб.

Напомним, что строительство первого этапа ШМСД, в который входит участок от примыкания к Западному скоростному диаметру до пересечения с Витебским проспектом и транспортный узел на Витебском проспекте, началось весной 2021 г., движение по нему планируют открыть уже в 2024 г. Он возводится в рамках государственно-частного партнерства при участии АО «Западный скоростной диаметр» и концессионера ООО «Магистраль Северной столицы» (актив компании «ВТБ инфраструктурный холдинг»).  Общий объем инвестиций в I этап составляет более 40 млрд руб., из них 20 млрд руб. — федеральные субсидии и инфраструктурный бюджетный кредит, сообщили в КРТИ.

Где пройдет ШМСД

Широтная магистраль скоростного движения — автомобильная дорога в Петербурге и Ленобласти протяженностью порядка 27,4 км. Она будет проходить от Западного скоростного диаметра, через южные районы города, и примыкать к Кольцевой автомобильной дороге севернее Кудрово с последующим выходом к Всеволожску, Мурманскому шоссе и на федеральную трассу «Кола».

По данным комитета, в I квартале этого года должно завершиться проектирование II этапа ШМСД. В целом же строительство II-IV этапов (от Витебского проспекта до примыкания КАД, севернее Кудрово) планируют закончить к 2028 г. Необходимый объем инвестиций в три участка сейчас оценивается в 300 млрд руб., но сумму могут еще скорректировать после утверждения проектной документации. «Финансирование будет обеспечиваться в рамках механизма проектного финансирования за счет федерального и регионального бюджетов, а также внебюджетных средств», — добавили в пресс-службе комитета.

V-VI этапы строительства ШМСД (подключение автодороги к Колтушскому, Мурманскому шоссе, к трассе «Кола» и Всеволожску) будут проходить уже на территории Ленинградской области. Как сообщили в пресс-службе администрации региона, предпроектные работы начнутся в I полугодии 2023 г. Однако пока власти не могут оценить итоговую стоимость своих участков магистрали. «Поскольку проект планируется строить по концессионному соглашению, в рамках предпроекта будет выполнено обоснование инвестиций», — сообщили «Ведомостям» в пресс-службе администрации Ленобласти.

Все этапы ШМСД будут возводиться в рамках государственно-частного партнерства. Поэтому для продолжения магистрали в Петербурге власти города должны подписать новое соглашение с концессионером. Однако в пресс-службе КРТИ пока не называют, какая именно компания им станет.

Губернатор Александр Дрозденко в своем telegram-канале анонсировал, что финансировать ШМСД в Ленинградской области будет банк ВТБ. Главный редактор проекта «Все о транспорте Петербурга» Владислав Булгаков говорит, что, вероятнее всего, концессионером продолжения ШМСД в Петербурге тоже могут стать дочерние компании ВТБ, включая «Магистраль Северной столицы» (МСС), которая сейчас выступает  оператором и концессионером Западного скоростного диаметра.

Схожего мнения придерживается доцент кафедры СЗИУ РАНХиГС Дмитрий Десятниченко. «Никаких сомнений в том, что ВТБ продолжит так или иначе участвовать в финансировании и реализации крупнейшего в текущем десятилетии инфраструктурного проекта Санкт-Петербурга, нет», — уверен он. Эксперт уточнил, что для структур банка участие в реализации ШМСД – гарантированный доход без риска невозврата инвестиций и недополученные плановые доходности от инвестиционного проекта.

На запрос «Ведомостей» о том, будет ли МСС принимать дальнейшее участие в проекте ШМСД, в компании ответили, что не имеют отношения к другим объектам, кроме ЗСД (участие в I этапе можно объяснить тем, что он примыкает к ЗСД). «МСС осуществляет финансирование и организацию строительства центрального участка ЗСД и принимает в эксплуатацию всю магистраль в рамках 30-летней концессии. Реализация иных проектов — вне компетенции МСС», — подчеркнули в пресс-службе компании.

В пресс-службе «ВТБ инфраструктурный холдинг» «Ведомостям» сообщили, что заинтересованы в продолжении строительства ШМСД. «Мы уже реализуем первый этап – Витебскую развязку – и ведем активный диалог с городом по поводу условий реализации II-IV этапов. Однако об объемах и форматах нашего участия в проекте сейчас говорить преждевременно», – прокомментировали в пресс-службе. Десятниченко напомнил, что для заключения концессионного соглашения должна проводиться конкурсная процедура, поэтому может появиться и альтернативный участник.

По мнению опрошенных «Ведомостями» экспертов, концессионное соглашение по II-IV этапам ШМСД будет аналогично тому, которое сейчас действует для ЗСД. Напомним, что ШМСД, как и ЗСД, будет платной магистралью. Так, соглашением устанавливается уровень максимально компенсируемых затрат частного партнера, а город субсидирует разницу между выручкой МСС от эксплуатации магистрали и размером максимально компенсируемых затрат, пока выручка не превысит их уровень. ЗСД в Петербурге запустили в декабре 2016 г., но впервые выйти на выручку выше уровня максимально компенсируемых затрат оператор смог только во втором квартале 2021 г.

Аналитик «Фридом финанс» Владимир Чернов говорит, что объем вложений в ШМСД выше примерно на 60% (вложения в ЗСД составили 212 млрд руб. при протяженности дороги 46,6 км), поэтому выходить на уровень максимально компенсируемых затрат и окупаться она будет еще дольше. «Выход на гарантированный уровень дохода для частного партнера может составить порядка 14–20 лет. А полностью проект должен окупиться не ранее чем через 20–25 лет», — считает эксперт.

Булгаков подчеркнул, что дорожные проекты всегда долго окупаются, поэтому можно рассчитывать, что получить первый плюс компания сможет не ранее чем через 10 лет.