Производство одежды в Петербурге и Ленобласти в 2022 г. выросло в 2–2,4 раза

Основной рост пришелся на выпуск спецодежды и обмундирования для СВО, но местные дизайнеры тоже отметили рост спроса
Участники рынка отмечают существенный рост по производству одежды для гражданского населения /Freepik

По итогам прошлого года объемы промпроизводства одежды в Петербурге выросли в 2,4 раза по сравнению с 2021 г. В Ленобласти показатель увеличился в 2 раза. Такие данные приводятся в отчете Петростата за январь–декабрь 2022 г. Вместе с тем за год увеличилось и производство текстиля – на 42,1% в городе и 49,8% – в области. Примечательно, что общероссийские показатели отрасли оказались значительно скромнее. По данным Росстата, за прошлый год объемы промпроизводства одежды в РФ выросли на 2,1%. Производство текстиля и вовсе упало на 8,3%.

Оборот организаций, производящих в Санкт-Петербурге одежду, за 11 месяцев  2022 г. (данные за полный год еще недоступны) вырос в 1,9 раза до 30,9 млрд руб., текстильных изделий – в 1,5 раза до 27,5 млрд руб. В Ленобласти производители текстиля нарастили оборот в 2,4 раза до 12,2 млрд руб., одежды – на 20% до 1,2 млрд.

Как рассказала изданию директор Союза производителей изделий легкой промышленности Светлана Молчанова, в Петербурге насчитывается около 380 предприятий в сфере швейной промышленности и еще 2800 ИП, в которые также входят ателье. Среди брендов, имеющих свое производство в Петербурге, – Pompa, «Леди Шарм», Emi, Stayer (спортивная одежда), Trifo и другие. Одним из самых крупных производителей в городе и области является «БТК групп» (компания специализируется на пошиве деловой, специальной одежды и форменном обмундировании).

По словам Молчановой, основной рост обеспечил военный заказ и два крупных игрока – «БТК групп» и «НПО Спецматериалов», которые, в частности, производят бронежилеты и другое обмундирование. Представители предприятий не ответили на запрос «Ведомостей» о росте производства.

Но участники рынка отмечают и существенный рост по производству одежды для гражданского населения – женской и детской. По словам директора швейной фабрики «Роянда» Яны Степурко, весной прошлого года после объявления о закрытии магазинов компанией Inditex (бренды Zara, Pull&Bear, Oysho, Bershka, Stradivarius и Massimo Dutti) в РФ количество заявок на пошив коллекций или экспериментальных образцов от петербургских дизайнеров выросло примерно на 40%. В основном это женская и детская одежда.

Как отмечает дизайнер Екатерина Смолина, которая является соучредителем одноименной фабрики в Петербурге, в среднем по году можно говорить об увеличении объема пошива на 15–20%, поскольку дизайнеры, использующие производственные мощности фабрики, нарастили продажи из-за ухода иностранных брендов и возросшего спроса.

Соучредитель Ассоциации непродовольственной торговли, дизайнер бренда «Монпари» Ирина Валерианова считает, что рост произошел за счет небольших локальных производителей: «Петербург не в первый раз пытается задекларировать себя как столицу российской моды. Но объемы пошива остаются небольшими». Она добавляет, что весной начала шить коллекцию для собственной марки, поскольку приобретать зарубежную одежду для мультибрендового магазина стало сложнее из-за проблем с логистикой: «Если весной отшивались 50 единиц, то к осени количество увеличилось до 300». Тем не менее это несопоставимо с объемами ушедшего масс-маркета: «У Inditex на одну модель приходилось 50 000 единиц».

Участники рынка отмечают, что относительно низкие объемы производства в сочетании с увеличившейся себестоимостью изделий мешают конкурировать с продукцией из Киргизии и Китая, которая представлена на маркетплейсах. Тенденция становится более очевидной по мере падения доходов населения. Степурко добавляет, что себестоимость пошива юбки может быть выше на 40%, чем ее продажа в рознице уже на маркетплейсе. По ее словам, начинающие дизайнеры интересуются возможностью пошива собственной коллекции. «Однако купить и перепродать вещь, например, худи (толстовка с капюшоном. – примечание «Ведомостей»), – в 1,5 раза дешевле, чем сшить».

Смолина добавляет, что за год себестоимость изделия увеличилась минимум на 15–20%, в том числе из-за логистики. Если раньше транспортные затраты на 1 кг ткани из Китая составляли 3,4 доллара, то сейчас около 20 долларов, уточняет она. Увеличились и затраты на доставку тканей из Италии, вместе с тем сократилось количество байеров, которых заменили агенты – они ищут нужные артикулы для задач производства. Продажи агентов выросли более чем в 2 раза, уточнила Смолина. Все опрошенные изданием участники рынка отмечают, что проблему усугубляет дефицит профессиональных швей, который увеличивает затраты на производство.

Опрошенные «Ведомостями» представители отрасли отмечают, что хоть в прошлом году на фоне ухода зарубежных брендов местные фабрики и нарастили объемы производства, в абсолютных цифрах показатели остаются недостаточными для того, чтобы удовлетворить потребности рынка и заместить ушедший масс-маркет, который предлагал одежду по демократичным ценам.