«АвтоВАЗ» намерен выпускать на заводе Nissan в Петербурге до 70 000 машин Lada в год

Уже в 2023 г. объем производства должен составить 10 000 автомобилей
«Союзмаш» намерен создать реестр местных поставщиков автокомпонентов /Freepik

Компания «АвтоВАЗ» планирует выпустить на бывшем петербургском заводе Nissan до 10 000 авто в 2023 г., а в среднесрочной перспективе увеличить выпуск машин в 5-7 раз. Такие перспективы озвучил глава компании Максим Соколов, выступая на совещании отделения Союза машиностроителей («Союзмаш») в Северной столице, сообщили в пресс-службе автоконцерна.

Запуск производства Lada на бывшей площадке японского автоконцерна должен произойти во втором полугодии, подтвердил Соколов. В зависимости от динамики спроса на отечественном автомобильном рынке объем производства в первый год может составить до 10 000 машин.

В 2025–2027 годах выпуск новых автомобилей Lаda в Санкт-Петербурге может составить до 50 000–70 000 в год, спрогнозировали в автокомпании. Но объемы будут достижимы в случае «наличия позитивного тренда на рынке».

Местный «Союзмаш» намерен создать реестр поставщиков автокомпонентов, включив в него компании, работающие в Петербурге и Ленобласти. На одной из встреч Соколов уже сообщал, что в 2024–2026 гг. планируется локализовать производство с привлечением кластера поставщиков из Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Всего в Санкт-Петербурге и Ленинградской области работают более 30 поставщиков автокомпонентов, объемы производства у которых в прошлом году значительно сократились, а в некоторых случаях компании вообще приостановили деятельность.

Напомним, что производство автомобилей и комплектующих в Петербурге и Ленобласти в прошлом году показало самое большое падение среди обрабатывающих производств. По данным Петростата, в Санкт-Петербурге за 11 месяцев прошлого года объемы производства в этой сфере снизились по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. на 89,4%, производители отгрузили товаров на 130,597 млрд руб. – на 72,5% меньше, чем в 2021 г. В Ленинградской области объемы промпроизводства в отрасли снизились на 63,2%, а отгрузка товаров – на 52,6% до 8,879 млрд руб.

В ближайшее время служба закупок «АвтоВАЗа» должна провести выездную сессию и рассмотреть возможности потенциальной номинации указанных поставщиков в проекты группы. В компании также надеются, что власти окажут производителям автокомпонентов поддержку, в том числе льготными займами Фонда развития промышленности. «Крайне важно, чтобы указанные механизмы были обеспечены надлежащим фондированием», – подчеркнули в компании.

Независимый автоэксперт Сергей Бургазлиев говорит, что повышение уровня локализации и работа с российскими поставщиками компонентов будет чрезвычайно сложной. «К развитию отрасли автокомпонентов на уровне отдельных федеральных ведомств на протяжении многих лет относились, скажем так, не с должным вниманием. Отсюда мы получили колоссальную совокупность проблем с комплектующими», – поясняет аналитик. Он напомнил, что сам «АвтоВАЗ», понимая данную проблему и масштаб задач, в конце осени прошлого года назначил директором по локализации одного из самых сильных управленцев по данной тематике в России – Игоря Принцева.

Аналитик «Фридом финанс» Владимир Чернов тоже отмечает, что сокращение количества поставщиков автокомпонентов и снижение объемов их производства, а в некоторых случаях и полная остановка их деятельности на фоне внешних ограничений станет ключевой проблемой для компании в 2023 г.

«Однако в компании планирую решать эту проблему с помощью «потенциальной номинации» поставщиков в свои проекты из реестра компаний-поставщиков автокомпонентов, который планирует создать петербургское региональное отделение «Союзмаша». В последующие годы дефицит комплектующих должен постепенно устраниться, но в 2023 г. он все еще может оставаться проблемой», – добавляет эксперт.

При этом, по словам Бургазлиева, цифра по производству более 50 000 автомобилей к 2027 г. выглядит реалистичной при условии, что автоконцерн сможет предложить интересные модели, комплектации, цены, а также выстроит работу с дилерами и банками, получит государственную поддержку и т. д.

Ранее «Ведомости» писали, что в Петербурге «АвтоВАЗ» планирует выпускать на бывшем заводе Nissan минимум три модели под брендом Lada. В новой линейке будут представлены седаны классов C и D и кроссоверы. На данный момент автоконцерн ведет активные переговоры с потенциальными партнерами по производству машин, включая несколько китайских компаний.

Сам бывший завод Nissan представляет собой современное гибкое производство, на мощностях которого можно производить широкую гамму легковых автомобилей, включая кроссоверы, говорит Бургазлиев. Он не видит проблем со сбытом. Теоретически «АвтоВАЗ» может столкнуться с низким потребительским спросом на фоне экономической и геополитической неопределенности, отмечает Чернов. Но в 2023 г. спрос на российские автомобили должен вырасти относительно показателей прошлого года. После ухода иностранных автопроизводителей в прошлом году их объемы на российском рынке резко сократились, а стоимость выросла, что повысило конкурентоспособность «АвтоВАЗа».

По данным Чернова, в 2021 г. «АвтоВАЗ» реализовал в РФ 350 700 авто, а Nissan – 51 330. «Увеличение производства на 50 000 в год сможет полностью заменить объемы продаж Nissan, но ведь помимо него с российского рынка ушло множество других иностранных производителей, остатки запасов которых в РФ скоро будут распроданы. Поэтому полагаем, что спрос на такое количество автомобилей в России в 2025–2027 годах будет», – уверен аналитик.

Увеличению спроса на машины в 2023 г. относительно 2022 г. также должна способствовать денежно-кредитная политика ЦБ РФ, так как текущая ставка рефинансирования в 7,5% годовых значительно ниже прошлогодних двузначных значений. Количество покупок автомобилей в кредит будет расти.

В то же время основная проблема «АвтоВАЗа» сейчас не в производственном комплексе и не в спросе, а в поиске комфортного китайского партнера, подчеркивает Бургазлиев. Его продукция должна быть современной, безопасной и доступной для покупателей. А сам партнер должен пойти на сотрудничество с российской стороной, понимая возможные риски.

«Опасения потенциальных китайских партнеров по поводу вторичных санкций весьма обоснованы. Но есть варианты их решения. Хотя, к сожалению, российский легковой автопром практически полностью попадает в зависимость от Китая, и вопрос некоего технологического суверенитета останется нерешенным», – отмечает аналитик. По его мнению, Минпромторг и Минэкономразвития должны более внимательно заняться развитием отрасли, а также уровнем цен и доступностью автомобилей для россиян.

Напомним, японская компания Nissan запустила завод в поселке Парголово под Петербургом в 2009 г. Объем инвестиций в первую очередь строительства составил $200 млн и еще $167 млн было вложено в расширение площадки. Производственная мощность завода достигала 100 000 автомобилей в год: на площадке выпускали кроссоверы X-Trail, Murano и Qashqai. Однако с марта 2022 г. завод приостановил деятельность, а уже в ноябре перешел в собственность подведомственному Минпромторгу ФГУП «Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт» (НАМИ). В феврале стало известно, что «АвтоВАЗ» приобрел у НАМИ 99% долей бывшего завода за 1 евро.