Продажи непродовольственных товаров в Петербурге и Ленобласти в 2022 г. упали на 13–20%

При этом продуктовая розница, напротив, выросла. В Ленобласти прирост опередил результаты 2021 г.
В Ленобласти в прошлом году доля непродовольственных товаров в объеме розничной торговли сократилась с 56 до 51% /Freepik

В Санкт-Петербурге продажи потребительских товаров и продуктов питания за прошлый год по сравнению с 2021 г. снизились на 12,5% до 1,95 трлн руб., подсчитали в Петростате (в 2021 г. по сравнению с 2020 г. был рост на 18,1%). В Ленобласти после роста продаж в 2021 г. на 10,7%  объемы реализованных товаров и продуктов питания в 2022 г. снизились на 5,1% до 610 млрд руб.

В разрезе продаваемой продукции наибольшее падение в 2022 г. показали непродовольственные товары. В Петербурге продажи снизились на 19,6% до 1,22 трлн руб., а в области – на 13,4% до 312,3 млрд руб.

В Ленобласти в прошлом году доля непродовольственных товаров в объеме розничной торговли сократилась с 56 до 51%. По мнению председателя областного комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Светланы Нерушай, тенденция связана со снижением потребительской способности покупателей. При этом и в Петербурге, и в Ленобласти в прошлом году по сравнению с 2021 г. выросли продажи продуктов и напитков. В городе –  на 2,1% до 730,4 млрд руб., в области – на 5,6% до 297,7 млрд руб. Ленобласть по приросту товарооборота превзошла показатель 2021 г., когда объем проданных продуктов и напитков вырос по сравнению с 2020 г. на 0,8%.

Наряду с увеличением оборота продовольственной розницы в Ленобласти выросла и доля продукции собственного производства. По данным регионального комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу, в 2022 г. по сравнению с 2021 г. на 46,5% увеличилось производство колбасных изделий, на 21,5% – кондитерской продукции. Также существенный рост показало производство сливочного масла – на 41,6%. В категории «мясо и субпродукты» прирост составил 8%.

Если оценивать долю региональных производителей на полках местных магазинов, то показатель по свинине составляет 26%, по мясу кур – 22%. Самая высокая доля регионального продукта – в  категории «овощной набор»: около 60% (по картофелю – 70%). На молоко приходится 5%, на хлеб – 3%. Но власти намерены дальше работать над увеличением доли региональной продукции на магазинных полках.

Президент НИУ «Высшая школа экономики» в Петербурге Александр Ходачек полагает, что рост объема продаж продуктов как в Петербурге, так и в Ленобласти в первую очередь связан c инфляцией. Напомним, что статистика считает объемы продаж в действующих ценах, а за год они выросли на 11,51% в городе и на 10,83% – в области.

С другой стороны, изменилась и структура спроса. На фоне падения доходов потребители не перестали покупать продукты первой необходимости, но ушли в более низкий сегмент, в том числе обратив внимание на собственные торговые марки (СТМ) магазинов. «Продукция СТМ стоит дешевле, но зачастую не отличается по потребительским свойствам», – отмечает эксперт. При этом за счет возможности покупать более недорогую продукцию общий объем продаж вырос, считает он. 

Доцент Высшей школы сервиса и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Алекс Краснов добавляет, что в целом объем потребления продуктов питания остался прежним, но уход ряда крупных компаний привел к высвобождению ниш, потому объем местного производства вырос. По его мнению, продуктовая  отрасль была в большей степени готова к уходу иностранных игроков, но непродовольственная розница в будущем еще отыграет несколько процентных пунктов.

«На ее развитие, налаживание качественного производства и объема продаж требуется больше времени. В будущем будут появляться отечественные поставщики тканей, комплектующих, которые помогут частично заместить иностранные компании», – отметил Краснов. В продуктовом сегменте, по его мнению, спрос на отечественную продукцию сохранится, что позволит наращивать объемы производства, но со временем потребители начнут предъявлять более высокие требования к товарному ассортименту.

В то же время Ходачек считает, что наращивание объемов производства во многом зависит не только от самостоятельных потребителей, но и от госзаказа. Емкость рынка в системе социального питания Петербурга он оценивает в 28 млрд руб. Кроме того, есть потребность в снабжении воинских частей. «Если производители будут уверены в востребованности продукции, а ее может обеспечить госзаказ, они смогут производить больше продукции», – уточнил он.