В Петербурге увеличились продажи игристых вин

Но отечественные производители пока не могут добиться резкого роста своей доли в общих объемах продаж
Доля отечественных игристых и тихих вин в общем объеме продаж медленно, но растет /Freepik

Розничные продажи игристых вин в Санкт-Петербурге, включая отечественные и импортные, в январе-марте 2023 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 6% до 313 640 дал. Об этом в ответ на запрос «Ведомостей» сообщили в Клубе профессионалов алкогольного рынка. При этом объемы производства игристых вин в России за тот же период увеличились существеннее – на 14% до 2,525 млн дал. Это косвенно указывает на сокращение в магазинах импортной продукции и увеличение доли российской, говорят опрошенные аналитики и участники рынка.

Официальная статистика по объему зарубежных поставок вина в Петербург не публиковалась после февраля прошлого года, потому его оценка возможна только в рамках вторичных данных, подчеркнули в Клубе. В категории тихих вин розничные продажи в Петербурге в I квартале текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого практически не изменились, составив 913 200 дал, а объемы производства этой продукции в России за тот же период выросли на 3% (до 6,027 млн дал).

Эксперты отмечают, что доля отечественных игристых и тихих вин в общем объеме продаж медленно, но растет. По данным Минпромторга, российские вина на полках магазинов сейчас составляют около 55%. Коммерческий директор сети «Пятерочка» в СЗФО Дмитрий Артамонов отметил рост доли российских вин на полках магазинов за год на 6 п. п.: год назад в Петербурге она составляла 34%, сейчас – 40% всего ассортимента.

Исполнительный директор Ассоциации виноградарей и виноделов Алексей Плотников говорит, что доля российских вин в магазинах продолжит расти, поскольку прошлый год в силу благоприятной погоды был урожайным. «Сейчас на полки пойдут белые вина, красные – несколько позже, что позволит загрузить ассортимент»,  – добавил он.

Но более быстрому росту доли отечественной продукции пока мешает недостаток сырья. Плотников отмечает, что текущих объемов урожая пока не достаточно, чтобы создавать значительные запасы для производства вин с длительной выдержкой. По данным директора Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадима Дробиза, в 2022 г. урожай винограда составил 889,6 т. Но для значительного увеличения объемов производства, по его оценкам, необходимо не менее 1,3 млн т.

Директор Клуба профессионалов алкогольного рынка Максим Черниговский также отмечает, что сейчас площадь российских виноградников составляет около 100 000 га, а для полной загрузки заводов, производящих вина, необходимо 250 000 га. По его данным, на протяжении последних 8 лет среднегодовой прирост новых площадей составлял около 5000 га в год. При таких темпах наращивание площадей и объемов сырья потребует не менее 30 лет, чтобы полностью обеспечить внутренний рынок отечественной продукцией. Черниговский считает, что для увеличения доли отечественной продукции бизнесу нужны инвестиции, в частности, беспроцентные кредиты: «Производство вина требует больших вложений. Первоначальные затраты, связанные с приобретением земельных участков и закладкой виноградников из расчета на 1 га, в прошлом году уже составляли порядка 2,5 млн руб., а с момента высадки лозы и до ее плодоношения проходит не менее 4-5 лет».

Эксперт также полагает, что на ситуацию  негативно повлиял принятый в 2020 г. закон о виноградарстве и виноделии, согласно которому вином может считаться только продукция, произведенная из отечественного сырья. Российское вино из иностранного виноматериала может называться лишь «виноградосодержащим напитком». «Объемы производства могли быть больше, если бы виноделам временно разрешили использовать сырье, например, из стран Нового света, пока производители не нарастят собственные виноматериалы», – добавил Черниговский.

По мнению эксперта в сфере алкогольного рынка Юрия Юдича, в России еще недостаточно узнаваемых брендов, для того чтобы сместить акцент на полках в сторону отечественной продукции. «Хорошее соотношение цены и качества дают, например, такие бренды, как «Фанагория», «Кубань-Вино», «Мильстрим», «Южная винная компания», «Инкерман», «Новый свет», премиальная марка «Усадьба Дивноморское» и ряд других марок, но больших заводов пока не хватает», – резюмировал он.