Большой порт Санкт-Петербурга в апреле нарастил грузооборот в 1,5 раза

К увеличению перевалки привел запуск новых контейнерных линий
Глубина падения грузооборота контейнерных грузов постепенно сокращается /«Петролеспорт»

Грузооборот Большого порта Санкт-Петербурга (БПСПб) по итогам апреля 2023 г. составил 4,3 млн т, что в 1,5 раза больше апреля 2022 г., следует из данных Ассоциации морских торговых портов (АСОП). Это самый высокий ежемесячный показатель перевалки грузов начиная с марта 2022 г., когда о приостановке работы в РФ объявили крупнейшие международные контейнерные линии (датская Maersk, швейцарская MSC и французская CMA).

По итогам января-апреля грузооборот БПСПб достиг 13,9 млн т – это на 10% ниже, чем за аналогичный период 2022 г. Напомним, что за I квартал этого года объем перевалки порта показывал падение к аналогичному периоду прошлого года на 24,4%. Таким образом, можно говорить о замедлении падения грузооборота и о начале его постепенного восстановления.

Доцент кафедры СЗИУ РАНХиГС Дмитрий Десятниченко напоминает, что БПСПб специализируется на высокомаржинальном контейнером сегменте, который в изменившихся внешнеполитических условиях превратился «из фактора гарантированного успеха в фактор ключевого риска». Но за последние несколько месяцев в порту запустили сразу несколько новых контейнерных сервисов.

Так, с 6 апреля терминал «Петролеспорт» начал обслуживать в БПСПб новый прямой контейнерный сервис в Китай и Малайзию (оператор – международный морской перевозчик Mountain Air Shipping). «Первый контейнерный терминал» (ПКТ) в марте приступил к обслуживанию нового регулярного контейнерного сервиса прямого сообщения с Китаем оператора из этой же страны – Torgmoll. В феврале «Рускон» совместно с партнером запустили линейный сервис между Петербургом и Стамбулом.

Как следует из отчетности группы Global Ports, которая владеет крупнейшими в порту терминалами по перевалке контейнеров («Петролеспорт» и ПКТ), глубина падения грузооборота контейнерных грузов постепенно сокращается: если в III квартале 2022 г. относительно аналогичного периода 2021 г. она достигала 76%, в IV квартале – 72%, то в I квартале этого года – уже 58%.

В то же время пока новые контейнерные линии не позволили вернуться к тем показателям объема перевалки, которые были до начала СВО, введения санкций и ухода международных операторов. Напомним, что в апреле 2021 г. грузооборот Большого порта Санкт-Петербурга составил 5,6 млн т (то есть в 1,3 раза больше, чем в апреле этого года). Доцент факультета бизнеса, таможенного дела и экономической безопасности СПбГЭУ Александр Дмитриев не видит высокого эффекта от работы новых контейнерных линий, так как традиционные для Большого порта контейнерные перевозки взяли на себя РЖД. «Контейнеры сейчас идут по железной дороге, их настолько много, что к обычным контейнерным платформам добавили полувагоны, в которых раньше возили уголь и древесину», — говорит эксперт.

Но в перспективе грузооборот контейнерных грузов в БПСПб продолжит расти. В том числе за счет увеличения перевалки удобрений в контейнерах. Так, Global Ports уже договорилась с «ФосАгро» об увеличении перевалки минеральных удобрений группы с 0,7 млн т (в 2022 г.) до 3 млн т в год (с 2024 г.). В порту грузы будут переваливаться на морской транспорт по контейнерной технологии с помощью специализированных контейнеров. По аналогичной схеме компания будет работать с другим производителем –«ЕвроХимом». Среднемесячный объем перевалки может составлять до 100 000 т или 1,2 млн т в год.

Пока Большой порт Санкт-Петербурга ищет способы по увеличению грузооборота, в портах Ленинградской области, которые в меньшей степени связаны с перевалкой контейнеров, уже наметилась положительная динамика. Так, перевалка в Усть-Луге в январе-апреле выросла на 17,6% до 43 млн т. Десятниченко поясняет рост тем, что доля контейнеров в грузообороте Усть-Луги незначительная, порт специализируется на навалочных и наливных грузах. «Несмотря на широкий спектр санкционных ограничений, минеральных удобрений, перевалкой которых занимается, в частности, Усть-Луга, это не коснулось», — уточнил эксперт.

Перевалка в Приморске также увеличилась на 13,2% до 23,1 млн т. Напомним, что Приморск является крупнейшим специализированным портом по экспорту нефти и нефтепродуктов в Северо-Западном регионе. Порт является конечным звеном Балтийской трубопроводной системы, обеспечивающей транспортировку нефти с Тимано-Печорского месторождения, из Западной Сибири и Урало-Поволжья и нефтепродуктопровода «Север».

Снижение грузооборота продемонстрировал лишь порт Высоцк – на 12,2% до 4,4 млн т. Дмитриев объясняет это его узкой специализацией. В частности, уязвимой точкой стала перевалка угля. С 10 августа 2022 г. Евросоюз ввел запрет на импорт угля из России. «У Высоцка очень узкая специализация, поэтому он быстро реагирует на разные ограничения», — уточнил эксперт.

Грузооборот  Высоцка может вырасти уже в этом году. «Этому будет способствовать запущенный в тестовую эксплуатацию первый на Балтике российский (за исключением Калининградской области) зерновой терминал с проектной мощностью в 4 млн т в год», — рассказал Десятниченко. В конце апреля из зернового терминала порта Высоцк  ушла первая партия пшеницы весом 25 000 т, таможня оформила первое судно с зерном в одну из стран Африки. Вывести терминал на проектную мощность отгрузки планируется уже к концу второго квартала этого года.