Петербургские судостроители инициировали изменения в закон «О рыболовстве»

Новый законопроект должен защитить отечественных производителей судового оборудования
Законопроект уточняет, что суда должны быть не просто построены на территории РФ, но и соответствовать определенным требованиям /«Адмиралтейские верфи»

На рассмотрение в Государственную думу внесли законопроект, который предполагает изменения ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Его инициаторами выступили петербургские судостроители, которые просят защитить отечественных производителей судового комплектующего оборудования, сообщил «Ведомостям» один из авторов инициативы – владелец петербургского ООО «Морские комплексные системы» Павел Зубков, а также подтвердили в одной из фракций ГД. Срок представления отзывов, предложений и замечаний к документу – 18 мая.

Законопроект содержит поправку к трем статьям закона «О рыболовстве» и предлагает добавить фразу о требованиях к судам, которые занимаются добычей по квотам водных биоресурсов и крабов. В частности, законопроект уточняет, что эти суда должны быть не просто построены на территории РФ, но и соответствовать определенным требованиям. Дело в том, что нынешняя редакция закона «О рыболовстве» четко не определяет требования к уровню локализации производства судов и комплектующего оборудования. В предлагаемом законопроекте указывается, что построенные суда должны соответствовать «определяемым правительством РФ требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории РФ».

Как сообщается в пояснительной записке, основная цель документа – защитить субсидии, которые федеральные власти сейчас вкладывают в импортозамещение судового комплектующего оборудования (СКО). Напомним, что Минпромторг в конце октября 2022 г. выделил 18,4 млрд руб. на поддержку российских производителей СКО, в том числе для рыболовных судов. В конце 2022 г. ведомство заключило соглашения по реализации 66 комплексных проектов с 36 компаниями – получателями субсидий. «В этой связи остро стоит вопрос о необходимости принятия мер по защите отечественных производителей СКО, серийное производство которого планируется обеспечить в рамках реализации вышеуказанных комплексных проектов», – говорится в пояснительной записке к законопроекту. Таким образом, новые поправки защитят государственные вложения, так как судовладельцам при покупке нового оборудования придется отдавать предпочтение российским производителям, а не китайским или иным аналогам.

14 получателей субсидий Минпромторга – это компании из Петербурга, еще три – из Ленинградской области. На них в общей сложности приходится половина выделенных денег – 9,6 млрд руб. Один из получателей – компания «Морские комплексные системы», которая реализует шесть проектов по запуску серийного производства комплектующего оборудования для рыбопромысловых судов. За счет субсидии в размере 1,93 млрд руб. компания должна наладить производство компрессорно-конденсаторных агрегатов трюмных холодильных машин, рыбофабрик, рыбомучных установок, элеваторов для транспортировки рыбопродукции, морских измельчителей отходов, оборудования для RSW-танков (цистерны в носовой части судна для транспортировки живого краба).

Чем занимаются «Морские комплексные системы»

Компания зарегистрирована в Петербурге в 1992 г. По данным СПАРКа, с мая прошлого года стопроцентным владельцем и гендиректором компании является Павел Зубков. Профиль компании – «строительство кораблей, судов и плавучих конструкций». Выручка от продаж за 2022 г. составила 1,2 млрд руб. 

Необходимость внесения изменений в закон «О рыболовстве» Зубков объясняет тем, что если не требовать от заказчиков использования российского оборудования, профинансированные государством разработки могут остаться невостребованными.

«Что мы будем делать, когда создадим производства и выясним, что потенциальные заказчики не собираются покупать собранное на них оборудование, потому что привыкли уже пользоваться китайским? Наши производства окажутся ненужными, а бюджетные деньги потраченными зря», – говорит Зубков.

Он обратил внимание на то, что даже при поддержке Минпромторга на создание серийного производства уйдет несколько лет. За это время могут появиться новые проекты с применением китайских, корейских и других иностранных производителей, а также новые логистические цепочки. «Но я бы очень хотел, чтобы отечественные рыболовецкие компании оценили наши усилия сделать для них то, что пока они покупают за границей. Уверен, и им так будет легче работать», – считает Зубков.

Владелец другого получившего субсидию Минпромторга петербургского производственного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод» Михаил Даниленко называет инициативу своевременной и верной. «В случае принятия законопроекта закон «О рыболовстве» станет крайне значимой вехой на пути стимулирования использования российского продукта в судостроении. Аналогичная ситуация складывается на судах, строящихся на предприятиях «Роснефти», атомоходах «Балтийского завода». Крайне важно, чтобы такие инициативы появились по всему судостроению, не только рыбопромысловому», – отмечает он.

Он сообщил, что Кингисеппский завод получил от Минпромторга по программе субсидирования 1,2 млрд руб. «Я не хочу запустить производство, которое потом окажется ненужным. Очень правильно, если государство позаботится об эффективности вложения собственных денег», – считает бизнесмен.

Начальник юридического отдела петербургского АО «Центр технологии судостроения и судоремонта» (также является получателем субсидии а размере 175 млн руб.) Лев Воробьев тоже называет поправки к закону в целом позитивной инициативой: «Для тех, кому придется [создавать производство], законопроект очень важен, ведь став законом, он заставит судовладельцев заказывать оборудование в первую очередь у тех, кто создал его серийное производство при поддержке Минпромторга».

В то же время эксперт сомневается, что реализовать новое требование удастся в полной мере. По его словам, если аналогичная китайская продукция окажется лучше российской по техническим показателям, «судовладельцы все равно найдут способ обойти это требование».

«Важно, чтобы получатели субсидий понимали: им дали шанс, но не обеспечили контрактами до конца жизни. Создать надо такой продукт, который мог бы в дальнейшем подстраиваться под запросы времени», – подытожил Воробьев.