Власти НАО и Заполярья попросили субсидии на подъем затонувших судов

В НАО необходимо поднять со дна 14 кораблей, в Мурманской области – более 100
Минимальная стоимость подъема судна может варьироваться от 3 до 20 млн руб. /Freepik

Губернатор Ненецкого автономного округа (НАО) Юрий Бездудный во время X Невского международного экологического конгресса в Петербурге 25 мая попросил министра природных ресурсов и экологии РФ Александра Козлова включить регион в федеральный проект «Генеральная уборка», который предусматривает финансирование очистки дна водоемов от затонувших судов.

«По-настоящему наводить порядок начали только сейчас, именно сейчас мы активно выявляем брошенные плавательные средства и ведем работу по их последующей утилизации», – рассказал Бездудный.

По его словам, затонувшие суда находятся на дне Баренцева, Карского и Белого морей. Они являются источником загрязнения поверхностных вод, что влияет как на экологическую ситуацию, так и на здоровье жителей. В пресс-службе губернатора НАО в ответ на запрос «Ведомостей» уточнили, что после обследования акватории было обнаружено 14 судов, которые создают угрозу загрязнения морской среде. Их планируют поднять с морского дна в период с 2024 по 2027 гг.

«В настоящий момент перечень этих объектов направлен в Минтранс. При содействии Министерства природных ресурсов планируется включить их в план работ. Расчет стоимости работ будет выполнен после включения в план», – отметили в пресс-службе. Минимальная стоимость подъема судна может варьироваться от 3 до 20 млн руб. При этом регион рассчитывает получить 90% необходимой суммы из федерального бюджета за счет госпрограммы.

НАО – не единственный регион СЗФО, который претендует на включение в программу. Как сообщили «Ведомостям» в заксобрании Мурманской области, ранее аналогичное обращение Козлову направляли местные депутаты. По итогам обследования морского дна в Кольском заливе и акватории Баренцева моря было обнаружено более 100 затонувших объектов, в том числе с топливом на борту. По предварительной оценке, для их подъема и ликвидации требуется более 2,8 млрд руб. Но на данный момент Мурманскую область так и не включили в проект. Что касается НАО, в ответ на просьбу Бездудного Козлов сказал, что «люди, которые отвечают за это направление, дадут обратную связь».

Сейчас программу «Генеральная уборка» реализуют только на Дальнем Востоке, в ней участвуют 7 субъектов. В июле прошлого года правительство РФ утвердило правила софинансирования дальневосточных регионов на мероприятия по подъему затонувших судов. До конца 2024 г. планируется поднять 213 объектов. На эти цели из федерального бюджета выделили около 1 млрд руб.

Координатор экспертного совета ЭЦ ПОРА (проектный офис развития Арктики), доцент Института общественных наук РАНХиГС Александр Воротников напоминает, что запуск программы «Глобальная уборка» в отношении затонувших судов был связан с поручением президента от 2014 г., после посещения им в Магадане бухты Нагаева. Пока проект носит экспериментальный характер, в том числе в рамках отработки законодательства, связанного с бесхозным затонувшем имуществом.

Другая причина первоочередного включения Дальнего Востока в программу «Генеральная уборка» может быть связана с приоритетным развитием логистических маршрутов этого направления, считает независимый эксперт в сфере экологии Александр Карпов. «Включение Дальнего Востока в программу связано с тем, что сейчас он является приоритетной зоной развития портов, логистики и грузооборота. При этом надо понимать, что значительное число судов тонут в прибрежной зоне», – отмечает эксперт.

Невключение в программу субъектов СЗФО связано еще и с разницей в объемах утилизации затонувших судов, говорит Воротников. По его оценке, на Северо-Западе ситуация с затопленными объектами более глобальная, чем на Дальнем Востоке. «Насколько я знаю, только в Архангельском порту порядка 20 судов лежит в устье Северной Двины», – рассказал эксперт, добавив, что сотни объектов находятся под водой со времен Гражданской и Великой Отечественной войны. Результаты эксперимента, без сомнения, в ближайшем времени распространят и на субъекты СЗФО, уверен он.

Тем не менее регионы СЗФО без федеральной поддержки не смогут самостоятельно справиться с уборкой затонувших судов, считает Воротников. «Большинство арктических регионов не располагают таким объемом свободных средств, чтобы заниматься такими работами. К тому же, чтобы их выполнить, необходимы специалисты и соответствующее оборудование – это все затратный вопрос», – подчеркнул эксперт.

В свою очередь, Козлов, отвечая на вопрос «Ведомостей» о перспективах включения регионов СЗФО в проект, отметил, что «любой мусор нужно убирать». На данный момент на федеральном уровне уже разработаны все нормативно-правовые акты, которые будут препятствовать дальнейшему затоплению судов. «Мы получили определенное финансирование и начали помогать губернаторам регионов Дальнего Востока, особенно той портовой инфраструктуры, которая на глазах у людей. Мы готовы и дальше это делать», – рассказал он, но не уточнил, в какие сроки будут рассмотрены обращения регионов Северо-Запада.

Еще больше новостей в нашем Telegram-канале «Ведомости | Северо-Запад»