В Ленинградской области заканчиваются деньги на проведение капремонта
На счетах Фонда капремонта осталось 200 млн руб., а программа работ на 2023-2025 гг. оценивается в 20 млрд руб.На счетах Фонда капитального ремонта Ленинградской области осталось 200 млн руб. Об этом глава комитета по ЖКХ Александр Тимков сообщил губернатору региона Александру Дрозденко на встрече депутатов Законодательного собрания с главой области 27 июня.
По его данным, для выполнения краткосрочной программы по капремонту на период 2023-2025 гг. фонду необходимо 20 млрд руб. За I квартал 2023 г. было израсходовано 1,3 млрд руб. Таким образом, чтобы полностью исполнить программу, до конца 2025 г. необходимо привлечь еще 18,7 млрд руб.
За 2021 г. в фонд поступило около 4,1 млрд. руб., за 2022 г. – около 4,5 млрд. руб.. При этом собираемость взносов на капремонт, согласно отечности фонда, по итогам 2022 г. достигла 98%. Как пояснил Тимков, за I квартал этого года в фонд было собрано 852 млн руб. Исходя из текущих темпов сбора можно сделать вывод, что за три года фонд может не получить нужную на реализацию программы сумму.
По словам Тимкова, за 10 лет (с 2013 по 2022 гг.) на капитальный ремонт помещений в многоквартирных домах было собрано всего 17,5 млрд руб., 16,9 млрд руб. из них израсходовано. За три года с 2023 по 2025 гг. запланировано выполнение 7700 видов работ в 4571 многоквартирном доме (за 10 лет фонд провел 10 832 вида работ в 4046 домах). Как отметил глава комитета, все работы на текущий год уже законтрактованы, но темпы их проведения отстают от графика. За полгода выполнено лишь 27% из общего объема.
По словам Тимкова, чтобы сохранить темпы проведения капитального ремонта, необходимо либо «оптимизировать платежи населения», либо увеличить финансирование фонда из областного бюджета. Согласно отчету Фонда за 2022 г., субсидии из бюджета Ленинградской области на проведение капремонта в прошлом году составили 460,5 млн руб. В этом году о планах существенно увеличить объемы субсидирования не заявлялось. Для примера, соседний Санкт-Петербург поддерживает программу капремонта из городского бюджета активнее. В 2022 г. власти города одобрили выделение из бюджета субсидии на программу капремонта в 3 млрд руб. для замены лифтов. Ожидается, что в 2023-2025 г.г. субсидии составят не менее 6 млрд руб.
Другим способом быстрее наполнить фонд могло бы стать существенное повышение взносов на капремонт. Согласно расчетам Минстроя, экономически обоснованный тариф для проведения капремонта в Ленобласти, который бы полностью покрывал все необходимые затраты, составляет 41 руб. на 1 кв. м. Сейчас в регионе минимальный размер платежа составляет 10,9 руб. за 1 кв. м или всего лишь 27% от экономически обоснованного.
Но власти не хотят резко поднимать тарифы. «41 руб. никто не установит, а вот найти какой-то разумный баланс – это тема для обсуждения», — прокомментировал ситуацию в Фонде Александр Дрозденко.
Как сообщили изданию «Ведомости. Санкт-Петербург» в пресс-службе строительного блока региона, в этом году власти больше не будут поднимать тарифы на капремонт. Тариф будет увеличен только с 1 января 2024 г., но не в разы, а на 8,75% – до 11,88 руб. за 1 кв. м (минимальный тариф). «Для поддержания доступности услуги капремонта для граждан Ленинградской области размер взноса всегда меньше экономически обоснованного», — уточнили в пресс-службе.
Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров тоже говорит, что незначительное изменение тарифа говорит о том, что власти не могут пойти на большее повышение в следующем году, чтобы не создавать социальную напряженность. «Объективно предстоящее повышение на уровне инфляции – тот максимум, который себе могут позволить власти. <…> Фундаментального решения здесь, к сожалению, не видится. Тарифы ЖКХ остаются одним из условий сильной социальной напряженности, поэтому помощь из федерального бюджета – то, на что можно рассчитывать», — прокомментировал эксперт.
По мнению доцента кафедры СЗИУ РАНХиГС Дмитрия Десятниченко, сумма в 20 млрд руб., которую фонд планирует потратить за три года, в целом очень близка к объемам поступлений за этот период при текущем тарифе. «В этом свете идея повысить плату сразу почти в четыре раза выглядит неочевидной», – отмечает он, добавляя, что вопрос повышения тарифов всегда требует подробного финансово-экономического обоснования, а при текущих показателях работы фонда острой необходимости в индексации тарифа вообще не наблюдается.
В то же время если фонду вдруг не хватит средств на проведение капремонта, у него есть возможность привлечь бюджетный кредит. «Теоретическая возможность получения кредита из вышестоящего бюджета существует, хотя сейчас у властей региона несколько иные приоритеты общей финансовой и кредитной политики», – отметил эксперт.