Судоходные компании Петербурга ждут роста пассажирских перевозок в этом году на 5–15%

Более значительному увеличению пассажиропотока препятствует нехватка качественных причалов
В 2022 г. водными маршрутами воспользовались 3,5 млн человек /Freepik

В 2023 г. пассажиропоток на водных маршрутах Санкт-Петербурга, по оценкам судоходных компаний, может вырасти на 5–15% по сравнению с прошлым годом – до 3,7–4 млн человек. Ранее в городском Агентстве внешнего транспорта сообщали, что в 2022 г. водными  маршрутами воспользовались 3,5 млн человек. Это на 50% больше, чем в 2021 г. и даже на 30% больше, чем в допандемийном 2019 г.

Генеральный директор судоходной компании «Нева тревел» Юрий Набатов ждет прирост пассажиропотока на 6–14%, гендиректор ГК «Астра марин» Андрей Кузнецов – на 10%. «Интерес к таким перевозкам растет, мы прогнозируем прирост в 10%, несмотря на сложности», – отметил он. Заместитель гендиректора по коммерческой деятельности и управлению проектами малого флота АО «Водоходъ» Любовь Ефимова отметила, что только за прошлый год число пассажиров, которые воспользовались скоростными судами компании, выросло на 45%. Соответственно, потенциал есть и для дальнейшего роста, уверена она.

Представители судоходных компаний отмечают, что тенденция к увеличению пассажиропотока на водных маршрутах связана как с развитием новых направлений, в частности, в Кронштадт, так и с обновлением самого флота в сторону большей комфортабельности для пассажиров. Регулярную пассажирскую линию между Петербургом и Кронштадтом к парку «Остров фортов» запустили в 2021 г. Сейчас ее обслуживает флот компании «Нева тревел», который уже включает 7 скоростных судов «Метеор» и 2 судна «Восход». Также компания заключила контракт на строительство скоростных катамаранов проекта 04580 «Котлин». Первая пара катамаранов была спущена на воду в апреле и мае этого года.

Компания «Астра марин» планирует наращивать турпоток за счет освоения новых направлений: в этом году откроется регулярное движение в сторону «Лахта центра» и ТК «Питерлэнд». «Водоходъ» анонсирует запуск электрического водного транспорта, но точные сроки пока не сообщает. Напомним, что сейчас малый флот компании в Петербурге составляет пять «Метеоров», которые перевозят пассажиров между Эрмитажем и Петергофом.

Однако планам по наращиванию турпотока на водных маршрутах может помешать недостаток качественной причальной инфраструктуры, говорят участники рынка. Кузнецов считает, что Петербургу в целом не хватает причальной инфраструктуры. По данным Агентства внешнего транспорта, во время навигации в 2023 г. работают 19 городских причалов, до 2028 г. должно быть создано еще три. Набатов также отмечает, что уже работающие причалы плохо приспособлены под растущие запросы: «Точки притяжения для туристов сформированы, но нужно строить причалы с большими пространствами для кассовой зоны, посадки пассажиров и летними кафе».

Проблема в создании новых причалов задерживает и старт в Петербурге электрокатамаранов. «Водоходъ» еще в 2022 г. планировал запустить в городе пять скоростных электрокатамаранов, но сроки постоянно сдвигаются. Пока не удалось решить вопрос с созданием зарядной инфраструктуры на причалах ГМЗ «Петергоф» и «Дворцовая набережная», которые являются объектами культурного наследия. Компания не смогла согласовать проект их установки с КГИОП. Проектные решения, в том числе и по прокладке сетей, не отвечали требованиям сохранения объектов культурного наследия федерального значения.

Член градостроительного совета при КГА Санкт-Петербурга Сергей Орешкин полагает, что быстрее решить вопрос с созданием и реконструкцией причалов под новые нужды можно будет, если город выработает стандартизированные требования к дизайну причалов, пока таких не существует. В то же время эксперт обращает внимание, что власти не в полной мере используют возможности уже существующих объектов. Так, например, для целей пассажирских перевозок можно использовать порт «Морской фасад» на Васильевском острове, который сейчас простаивает без круизных лайнеров. Если до пандемии в порту осуществлялось до 800 судозаходов в год, то в 2022 г. он не принял ни одного судна.

Другим решением проблемы могло бы стать строительство новых причалов. Однако, как отмечает независимый эксперт в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры Михаил Бурцев, данный бизнес напрямую зависит от сезонности, а туристическая отрасль подвержена нестабильности из-за последствий постпандемии и геополитической ситуации. «Спрос сейчас только восстанавливается, и заниматься долгосрочным планированием рискованно», – резюмировал эксперт.