Бюджет Ленобласти в I полугодии получил больше 30 млрд руб. профицита

Однако по итогам года власти могут пересмотреть закон о бюджете и увеличить его расходную часть
За полгода Ленобласть выполнила годовой план по доходам почти на 75% /freepik

По итогам I полугодия 2023 г. бюджет Ленинградской области получил более 30,4 млрд руб. профицита, следует из данных комитета финансов региона. Доходы области росли быстрее плана. Так, в I полугодии регион рассчитывал получить 84,12 млрд руб. доходов. Реальные поступления составили 127,74 млрд руб., то есть превысили запланированные почти на 52%. За полгода область выполнила годовой план по доходам почти на 75%.

Расходы за I полугодие составили 97,35 млрд руб. Они оказались чуть выше запланированных на этот период (96 млрд руб.) В результате по итогам полугодия Ленинградская область получила 30,4 млрд руб. профицита.

Напомним, что согласно принятому закону о бюджете на 2023 г. по итогам года регион рассчитывал получить дефицит в размере 27,6 млрд руб. Доходы ожидались на уровне 171,8 млрд руб., расходы – 200,8 млрд руб. При этом все последние годы областной бюджет оставался дефицитным. В 2022 г. дефицит составил 7,7 млрд руб., в 2021 г. – 6,3 млрд руб., в 2020 г. – 11,9 млрд руб.

За счет чего выросли доходы

Основным источником доходов региона стал налог на прибыль организаций, его поступления составили 70,6 млрд руб. При этом за полугодие в казну поступило 65% от всего годового плана по сбору данного налога.

Согласно данным Петростата, по итогам января-мая (более свежие данные еще недоступны) многие ключевые отрасли экономики Ленобласти показали рост. Так, оборот организаций промышленности вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2,4%, оборот общественного питания – на 12,4%, платных услуг населению – на 10%.

Самый высокий прирост показал объем услуг по транспортировке и хранению – 28,4%. Как отметил зампред правительства по экономике Дмитрий Ялов на аппаратном совещании 24 июля, в области продолжается рост грузооборота. За шесть месяцев местные порты перевалили на 5,8% больше грузов, чем в прошлом году, наибольшие объемы пришлись на порт Усть-Луга. «Грузоотправители продолжают наращивать экспорт на новые рынки. Например, впервые в истории через ленинградский порт Высоцк началась перевалка зерна в Африку», — отметил он.

Сбор налога на доходы физлиц за полугодие составил 18,66 млрд руб. Это примерно половина (48%) от годового плана.

Сохранится ли профицит бюджета

Руководитель магистерской программы «Финансовые инструменты в экономике» в СЗИУ РАНХиГС Артем Голубев отмечает, в экономике Ленобласти сложилась ситуация, прямо противоположная общефедеральной. «В экономике страны все совсем иначе: федеральный бюджет рискует получить дефицит выше запланированного на начало года», – отметил он. Согласно действующему закону о бюджете доходы страны на 2023 г. запланированы в объеме 26,1 трлн руб., расходы – 29 трлн руб., дефицит ожидается на уровне 2,9 трлн руб. Но в июле Минфин приводил данные, что дефицит бюджета за январь–июнь этого года уже достиг 2,59 трлн руб. Доходы за I полугодие оказались на 11,7% ниже прошлогодних, а расходы – на 19,5% выше.

«Возможно, Ленобласть – один из немногих регионов-выгодоприобретателей от проходящей СВО, что стимулирует бизнес-активность», – отметил Голубев.

Он не исключил, что если доходы за II полугодие будут как минимум в рамках запланированных, то профицит I полугодия позволит региону сформировать и профицит по итогам всего года. Но председатель комитета по финансовым рынкам РО «Деловая Россия» Никита Демидов говорит, что региону невыгодно иметь профицит бюджета. «Экономисты более приветствуют небольшой контролируемый дефицит, чем профицит. Отсутствие профицита говорит об эффективной трате ресурсов и использовании в моменте всех доступных возможностей для развития», – поясняет он.

Эксперты сходятся во мнении, что регион может пересмотреть закон о бюджете и увеличить расходную часть. «Для регионов нет смысла формировать профицитный бюджет. Если он таким окажется по факту, то в конце года логично увеличить расходы по ряду статей, например, на инфраструктурные объекты», – добавляет Голубев.