Продажи антидепрессантов в аптеках Петербурга выросли на 40%

При этом объемы реализации лекарств для нервной системы в целом увеличились примерно на 20%
Наибольший рост показала категория антидепрессантов, которые направлены на длительное терапевтическое действие при лечении депрессии /Freepik

Продажи рецептурных препаратов для нервной системы, в том числе против депрессии и тревожности, в аптеках Санкт-Петербурга в I полугодии 2023 г. по сравнению с тем же периодом прошлого года выросли на 19%. В январе-июне этого года было куплено 1,928 млн упаковок лекарств из групп «психоаналептики» и «психотропные препараты», подсчитали аналитики в DSM Group по просьбе «Ведомостей».

Наибольший рост показала категория антидепрессантов, которые направлены на длительное терапевтическое действие при лечении депрессии. Продажи таких лекарств в натуральном выражении подскочили на 39% до 509 790 упаковок. Объемы реализации анксиолитиков (транквилизаторов), которые в отличие от антидепрессантов применяются для краткосрочной помощи при лечении тревожных расстройств, увеличились на 27%. На 24% выросли продажи нейролептиков (подавляют нервную деятельность, используются при психозе). Продажи снотворных и седативных лекарств, не связанных с серьезными нарушениями психики, напротив, упали на 22%.

Всего петербуржцы в январе-июне этого года потратили на лекарства для нервной системы 1,278 млрд руб. – на 22% больше, чем за тот же период 2022 г. Цена средневзвешенной пачки увеличилась несущественно – на 3%. Наибольший рост – на 8% – показали антидепрессанты, потребление которых значительно выросло. Средняя стоимость пачки увеличилась на 70 руб. до 975 руб. Цена упаковки седативных и снотворных препаратов упала на 28%, что также коррелирует с изменением спроса. В остальных категориях изменение цен было незначительным. 

Опрошенные «Ведомостями» эксперты связывают рост потребления препаратов для нервной системы с несколькими факторами. Директор по развитию компании RNC Pharma Николай Беспалов полагает очевидной связь с информационной повесткой, касающейся геополитической ситуации, санкционных ограничений, атак беспилотников. Примечательно, что внутри динамики полугодия основной рост по всем категориям приходился на май-июнь, в марте же, напротив, было падение.

В то же время психиатр, психотерапевт Иван Нечипорук тоже отмечает, что есть корреляция с информационным фоном. «Количество тревожных и депрессивных состояний растет, то есть связь между продажами и обращениями к врачу присутствует. Диспансеры достаточно сильно загружены», – пояснил он. Но на динамику продаж также оказали влияние и иные факторы, уверен он. В том числе – процесс перелицензирования  ряда препаратов в начале года, который мог привести к временным перебоям поставок.

При этом на ситуацию также влияет и изменение тактики лечения, которое, в частности, приводит к перераспределению потребления внутри разных групп препаратов. Как отметил генеральный директор компании DSM Group Сергей Шуляк, врачи чаще переходят с препаратов для лечения локальных симптомов на антидепрессанты (системные препараты), чтобы улучшить общее состояние пациентов. Нечипорук также отмечает, что перераспределение связано с тактикой. «Врачи сейчас чаще назначают антидепрессанты и транквилизаторы, они нередко работают в паре», – говорит он. При этом транквилизаторы включают снотворный эффект, а потребление снотворных препаратов в чистом виде может падать, что соотносится со статистикой.

В продажах по итогам I полугодия 2023 г. в натуральном выражении (в пачках) доля импортных препаратов для нервной системы составила 41%, а локализованных – 59%. В финансовом выражении тенденция обратная. Импортные лекарства занимают 64% рынка, а отечественные – 36%. По сравнению с I полугодием прошлого года пропорция не изменилась.

Беспалов отмечает, что среди российских поставщиков наиболее заметные позиции занимают фармкомпании «Озон», «Валента», «Северная звезда». «В категории антидепрессантов российских компаний относительно мало и конкурировать им сложнее, высокая активность иностранных производителей пока не позволяет им серьезно потеснить конкурентов», – добавил он.

Независимый эксперт в сфере фармацевтики Иван Глушков отмечает, что работа в этом сегменте рынка предполагает хорошие знания потребностей специалистов. «Это понимание не создается быстро. Выход на рынок – это длительный процесс», – говорит эксперт. В то же время Шуляк полагает, что в будущем отечественные производители будут активнее наращивать свою долю на рынке. Но пока у отечественных фармкомпаний были другие приоритеты, в том числе связанные с разработкой противоонкологических препаратов.