Большой порт Санкт-Петербург продолжает наращивать грузооборот

В январе-июле обработка грузов в порту выросла на 9,3%
Всего за семь месяцев 2023 г. БПСПб обработал 26,4 млн т /Freepik

Большой порт Санкт-Петербурга (БПСПб) второй месяц подряд продолжает показывать годовой прирост грузооборота. Так, если в январе-июне этого года прирост перевалки к аналогичному периоду прошлого года составил 4,4%, то в январе-июле – уже 9,3%. Всего за семь месяцев 2023 г. БПСПб обработал 26,4 млн т, следует из данных Ассоциации морских торговых портов (АСОП).

Напомним, что после введения санкций с марта прошлого года грузооборот петербургского порта в годовом выражении начал стремительно падать и вернулся к росту только по итогам I полугодия этого года. За семь месяцев 2023 г. БПСПб также сократил отставание от аналогичного периода 2021 г. до 27%, когда главная гавань города перевалили 36,3 млн т грузов.

Новые контейнерные линии

Продолжающееся восстановление объем грузооборота Большого порта Санкт-Петербург отчасти связано с эффектом низкой базы прошлого года, говорит доцент факультета бизнеса, таможенного дела и экономической безопасности СПбГЭУ Александр Дмитриев. Он напомнил, что в прошлом году к концу июля уже начали действовать большинство западных санкций, приведших к ограничениям работы морских портов России.

Но рост грузооборота также связан и с запуском новых контейнерных линий взамен ушедших европейских, считает гендиректор компании «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. «Российские операторы выводят новые контейнеровозы на новые маршруты через северный морской путь, а также в Южную Америку, Африку, Азию», — отметил он.

В июле в Петербурге было запущено сразу несколько новых сервисов. «Первый контейнерный терминал» 6-7 июля обработал пилотное контейнерное судно новой международной морской линии Hainan Yangpu NewNew Shipping Co, которая проходит по Северному морскому пути в Китай.

В июле Fesco отправила первое судно из Петербурга в ЮАР. Гендиректор компании в интервью «Ъ-СПб» говорил, что первые несколько месяцев морская контейнерная линия будет соединять порт Петербурга и Шанхай. Регулярный прямой маршрут с портами Южно-Африканской Республики планируют наладить до конца года.

Грузы в плюсе

Стоит отметить, что общий грузооборот всех морских портов Балтийского бассейна за январь-июль этого года уже обогнал показатели аналогичного периода 2021 г. на 4,6 млн т и достиг 149 млн т. Основными драйверами роста в регионе стали два порта Ленобласти: Усть-Луга и Приморск. Они увеличили перевалку по сравнению с 2021 г. на 8,7 млн т и 8,4 млн т до 70,2 млн т и 38,6 млн т соответственно.

По словам Бурмистрова, помимо запуска новых контейнерных линий на рост грузооборота в Балтийском бассейне в целом также повлияло увеличение экспорта угля. «У российских угольщиков существенно улучшаются показатели маржинальности, и они активнее могут содействовать поставкам в порты Балтийского бассейна», — рассказал он.

 «Коммерсантъ» со ссылкой на S&P Global Platts ранее сообщал об увеличении экспорта угля в I полугодии 2023 г. по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. на 7,4% – до 100,1 млн т. При этом основными покупателями стали Китай, Тайвань, Южная Корея, Индия и Турция.

Высоцк – в минусе

Среди всех портов в Балтийском бассейне только порт Высоцк продолжает терять грузооборот.  За первые семь месяцев 2022 г. по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. загруженность порта упала на 6,5% до 9,3 млн т. Но за январь-июль 2023 г. по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. перевалка упала еще больше — на 16,3% до 7,8 млн т.

Не помог нарастить грузооборот даже запуск новых мощностей. Напомним, что в апреле этого года в Высоцке начал работать зерновой терминал мощностью 4 млн т в год. А в середине июля финская энергетическая компания Gasum возобновила закупки сжиженного природного газа у «Новатэка» после паузы, взятой в апреле. Несмотря на это Дмитриев прогнозирует дальнейшее падение грузооборота порта. По его мнению, часть грузов перехватывают другие порты в Балтийском бассейне с более выгодным географическим расположением.

На перевалку грузов повлияет рубль

На дельнейший грузооборот портов Балтийского бассейна помимо прочих факторов повлияет ослабление рубля, отмечают эксперты. По данным Центробанка, если 1 января курс доллара к рублю составлял 70,3 руб., то на 15 августа – уже 101,3 руб.

С одной стороны, падение рубля положительно скажется на экспорте продукции, говорит Дмитриев. С другой, удешевление рубля приведет к снижению импорта, что может негативно отразиться на показателях грузооборота портов к IV кварталу, считает Бургазлиев.