Поток медицинских туристов в Петербург не спешит расти
Основными пациентами остаются жители стран СНГ, которые не готовы тратить много средств на лечениеВласти Санкт-Петербурга не ожидают существенного увеличения потока медицинских туристов по итогам 2023 г. В лучшем случае прирост составит 5-10%, однако, скорее всего, показатель останется на уровне 2022 г., об этом рассказали «Ведомостям» в Комитете по здравоохранению Санкт-Петербурга.
В 2022 г. по сравнению с 2021 г., напротив, наблюдался резкий рост количества медицинских туристов сразу на 43%, что связано с эффектом низкой базы 2021 г. на фоне пандемии коронавируса. Но после относительного восстановления в 2022 г. темпы замедлились. Участники отрасли отмечают, что наращивать поток иностранных пациентов мешают несовершенство правовой базы, изменение географии туристов и отсутствие экономических стимулов.
По данным Комздрава, озвученным на онлайн-конференции по медицинскому туризму 17 августа, за прошлый год в город с целью лечения приехали 156 220 иностранцев. За семь месяцев уже текущего года в Петербурге лечились 63 598 граждан из-за рубежа. То есть, если считать в среднем по месяцу, то к концу года количество иностранных пациентов может составить порядка 109 000 человек.
Впрочем, количество иностранных пациентов даже при этом сценарии будет превышать показатели, заложенные в паспорте регионального проекта «Развитие экспорта медицинских услуг». Согласно документу, в 2021-2024 гг. город должен принять не менее 300 000 иностранных медицинских туристов. На текущий момент, с начала 2021 г., их количество составило 328 940 человек, то есть, план уже превышен. Однако участники рынка не видят предпосылок для роста в будущем.
За семь месяцев текущего года иностранные пациенты принесли экономике города 383,9 млн руб., а за 12 месяцев 2022 г. сумма оказанных им услуг составила 631,82 млн руб. При текущей динамике, в среднем к концу этого года прирост выручки может составить всего 4%, то есть, ниже уровня инфляции.
В прошлом году для стимулирования потока пациентов Санкт-Петербургским Агентством медицинского туризма, были разработаны 13 унифицированных продуктов, которые включают медицинские услуги, проживание, питание и экскурсии. Пакетные предложения нацелены на массовую аудиторию и не касаются лечения серьезных заболеваний. Среди таких программ «Повышение иммунитета», «ЭКО», «Роды в Петербурге», «Стоматология».
Согласно статистике Комздрава, наибольшее количество обращений от иностранных пациентов связано с урологией, педиатрией, акушерством и гинекологией, онкологией и офтальмологией. Что касается географии туристов, то по данным Агентства медицинского туризма, топ государств, из которых в город в 2022 г. приезжали на лечение, составляют страны СНГ. Так, наибольшая доля пациентов из-за рубежа пришлась на граждан Узбекистана (20 541 человек), Таджикистана (13 149 человек) и Киргизии (4828 человек). Правда, в прошлом году Петербург также принял 1098 медицинских туристов из Китая. 31 пациент, несмотря на геополитическую ситуацию, приехал из США. Как поясняют участники отрасли, специфика географии туристов пока не дает существенно наращивать поток пациентов и обороты от предоставления услуг.
Как рассказала изданию директор по развитию больницы Святого Георгия Ирина Соколова, в 2022 г. в больницу обратились за помощью 429 иностранных гражданина, при этом основная доля пришлась на граждан СНГ. Соколова пояснила, что граждане СНГ чаще обращаются при острых заболеваниях и готовы оплачивать минимальное количество обследований, в то время как европейцы, напротив, чаще ориентируются на профилактические услуги и комплексные медицинские обследования. Поэтому изменение географии влияет на чек.
Заместитель главного врача по внебюджетной деятельности Детского городского многопрофильного клинического центра высоких медицинских технологий им. Раухфуса Мария Гридина в беседе с «Ведомостями» отметила, что в 2022 г. услугами центра воспользовались порядка 400 иностранцев, и почти 200 – в 2023 г. Однако большинство иностранных пациентов попадают в медучреждение в связи с экстренными ситуациями, а не намерением планово получить лечение в Петербурге как медицинский турист. Доля плановых лечений составляет всего 10-15%, отметила она.
Эксперты отмечают, что наращиванию потока медицинских туристов могут способствовать частные агентства медицинского туризма, через которые клиент может заключать договор с медицинским учреждением. Агентства помогают иностранным туристам с подбором медучреждения, поиском жилья на коммерческой основе. Такая модель может быть эффективна для частных клиник, однако не подходит госучреждениям, оказывающим платные услуги из-за особенностей правовой базы.
«Вести расчеты с частным агентством сложно, так как договоры, по закону, должны проводиться на конкурсной основе», – поясняет Гридина. Проблема состоит в том, что агентство выбирается в результате конкурса, но турист хочет работать с агентством, которое он уже выбрал.
Частные клиники, напротив, не сталкиваются с такой проблемой. Но, как поясняют эксперты, для частных медучреждений ориентация на зарубежных туристов не всегда является коммерчески выгодной.
«Это должно быть выгодно предпринимателю, потому что он вкладывает деньги в процессы, которые позволят работать с медицинскими туристами», – говорит президент стоматологической ассоциации России Андрей Яременко. Он пояснил, что речь идет о переобучении врачей (включая язык, уровень сервиса, связанный с культурными особенностями), перенастройку процессов, которые делают возможным первоочередной доступ к оборудованию. По словам Яременко, чтобы сдвинуть процесс с мертвой точки, бизнесу нужны специальные меры стимулирования, например, налоговые льготы.
Генеральный директор «Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга» Александр Солонин также полагает, что для развития медицинского туризма в частном секторе нужны, в том числе инструменты финансового поощрения, например, субсидирование процентных ставок по кредитам на модернизацию оборудования. Он пояснил, что меру необязательно распространять на все медицинские организации, достаточно выбрать клиники, которые активно принимают туристов, занимая высокие позиции в рейтинге, и на первом этапе реализовать пилотный проект. Пока же единственным фактором, который может повлиять на повышение турпотока, остается низкий курс рубля, считает эксперт.