Продажи новых автомобилей в Петербурге в январе-сентябре выросли на 36,6%

В Ленобласти авторынок за этот период подрос еще больше – на 54,5%
На Петербург и Ленобласть приходится 52,4% от всего авторынка в СЗФО /Freepik

Продажи новых легковых автомобилей в Санкт-Петербурге с января по сентябрь выросли на 36,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За 9 месяцев в Северной столице было зарегистрировано 37 495 машин против 27 439. Такие данные следуют из отчета «Автостат инфо» (есть в распоряжении «Ведомости Северо-Запад»). В Ленинградской области темпы продаж оказались еще больше, в регионе было зарегистрировано 9296 новых легковых автомобилей, что на 54,5% выше показателей аналогичного периода прошлого года. На два субъекта приходится 52,4% от всего авторынка в СЗФО.

Эффект низкой базы

Опрошенные «Ведомостями» эксперты отмечают, что рост авторынка за 9 месяцев этого года к уровню аналогичного периода прошлого года связан с эффектом низкой базы. Падение продаж легковых автомобилей в прошлом году в Петербурге составило 60,7% по сравнению с 2021 г., поэтому из-за отсутствия новых внешнеполитических и экономических потрясений потребительский спрос восстанавливается такими темпами.

Независимый автоэксперт Сергей Бургазлиев отмечает, что рост авторынка в Ленинградской области даже превышают общероссийский показатель. По данным Минпромторга РФ, продажи новых легковых авто в стране за январь-сентябрь выросли на 49%. Эксперт отмечает, что в Петербурге, наоборот, темпы восстановления отстают от федерального показателя.

О полном восстановлении авторынка к уровню 2021 г. говорить рано, считают эксперты. На данный момент Петербург по показателям регистраций новых автомобилей за 9 месяцев отстает от уровня 2021 г. на 49,06%, Ленобласть — на 39,59%.

«АвтоВАЗ» снова в лидерах продаж

В августе 2023 г. «АвтоВАЗ» по количеству регистраций среди новых авто в Петербурге впервые с начала года опустился на третье место, уступив китайским Chery и Haval. В сентябре ситуация вернулась в прежнее русло: отечественный бренд вновь занял лидирующую позицию. А по итогам 9 месяцев в Петербурге было зарегистрировано 6034 машин Lada, Haval – 4906, Chery – 4779, Geely – 4220, Exeed – 2542, Omoda – 2238, Kia – 1732, Changan – 1559, Hyundai – 1119. Остальные марки автомобилей не преодолели порог в 1000 зарегистрированных машин. Другой российский производитель – «Москвич» оказался только на 13-м месте – 517 зарегистрированных машин.

В Ленинградской области «АвтоВАЗ» традиционно остается самым популярным брендом. За 9 месяцев в области зарегистрировали 2346 автомобилей Lada, следом идут Chery – 1296, Haval – 1216, Chery – 821, Omoda – 590, Exeed – 491, Changan – 423, Kia – 394, Hyundai – 224.

Бургазлиев отмечает, что популярность машин Lada обусловлена отсутствием конкурентов на рынке новых авто в сегменте до 1,7 млн руб. «Хотя в Китае за $9000–10 000 (средняя цена Lada Granta) можно купить в топовой комплектации Kaiyi E5. Из-за пошлин в России за такую стоимость китайский автомобиль не купить», — рассказал эксперт.

На рынке подержанных авто меняются тренды

В Санкт-Петербурге количество регистраций б/у автомобилей за январь-сентябрь выросло на 14,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигло 140 128 против 122 767 автомобилей.

Lada по итогам 9 месяцев стала самой популярной маркой – 11 447 регистраций, следом идет BMW – 10 730, Kia – 10 695, Volkswagen – 10 308, Mercedes – 7965, Hyundai – 7879, Toyota – 6964, Ford – 6708, Nissan – 5716, Renault – 5438 и т.д.

В Ленобласти также в лидерах Lada – 7737 регистраций, на втором месте расположилась Kia – 4235, Volkswagen – 4113, Ford – 3523, Hyundai – 3365, Renault – 2971, BMW – 2646, Skoda – 2547, Toyota – 2523, Nissan – 2472, Chevrolet – 2423 и т.д.

Эксперт автомобильного рынка Денис Гаврилов рассказал, что потребители продолжают рассматривать подержанные автомобили в качестве альтернативы новым отечественным и китайским машинам. По его словам, на рынке б/у автомобилей наблюдается тренд в сторону «старения» предлагаемых машин. «Все меньше автомобилей в возрасте 1-3 лет, и расширение предложения в сегменте 5-7 лет и старше. Что очевидно, так как «свежие» машины ушедших из страны брендов являются альтернативой пока не для всех понятным маркам из Китая», — рассказал Гаврилов.

Авторынок «притормозит» в IV квартале

Эксперты считают, что темпы восстановления авторынка в IV квартале замедлятся, прежде всего из-за падения курса рубля к доллару/евро/юаню, а также возросшей ключевой ставки Центробанка РФ.

Гаврилов отмечает, что резкое падение рубля по отношению к основным международным валютам простимулировало спрос в августе, так как потребители покупали машины по ценам до падения российской валюты. Он добавил, что вслед за этим последовало повышение ключевой ставки ЦБ, которая сказалась на автокредитах.

По словам эксперта, с 1 октября в России изменились также правила ввоза автомобилей по параллельному импорту. Брендам, которые официально не прекращали поставки в страну, могут запретить серый импорт.

Бургазлиев рассказал, что на складах еще остаются машины, привезенные по ценам до резких изменений на валютном рынке, поэтому стоимость автомобилей начнет увеличиваться только в IV квартале, когда начнутся закупки новых партий машин. «Темпы роста в IV квартале на авторынке снизятся. Машины, которые вошли в страну по старому курсу, будут продаваться еще 1-1,5 месяца. Где-то к середине ноября-началу декабря начнется снова рост цен, если доллар и евро продолжат находиться выше 100 руб.», — резюмировал эксперт.