Смольный выделит на строительство метро в 2024-2026 гг. 93 млрд руб.

Власти не спешат наращивать финансирование из-за проблем с оборудованием и проектной документацией
На обновление техники для МССС за два последних года власти города выделили из бюджета 11,5 млрд руб. /«Метрострой Северной столицы»

Из бюджета Санкт-Петербурга в 2024-2026 гг. планируют выделить на строительство метро 93 млрд руб. Такую сумму назвал губернатор города Александр Беглов во время доклада к первому чтению законопроекта о бюджете на 2024 г. и на период 2024-2026 гг. в Законодательном собрании города 31 октября. Финансирование на 2024 г. составит 30 млрд руб.

Основные капиталовложения будут осуществляться в две линии – Красносельско-Калининскую («коричневая» ветка) и Лахтинско-Правобережную («оранжевая» ветка). «Новые станции должны значительно упростить доступность тех районов, которые были построены за последние 20 лет», – рассказал Беглов, добавив, что за это время в новостройки переехало более 1,5 млн горожан.

При этом власти не торопятся увеличивать затраты на прокладку метро. Напомним, что в бюджет на 2023 г. также была заложена сумма расходов в размере 30 млрд руб., в то время как в Смольном не раз называли возможность увеличения финансирования до 50 млрд руб. в год.

Отвечая на вопросы депутатов о том, почему в бюджете не увеличиваются расходы на строительство метро, Беглов назвал две основные проблемы: плохое обеспечение «Метростроя Северной столицы» (МССС) необходимым оборудованием и проблемы с проектно-сметной документацией.

По словам губернатора, последние три года отрасль метростроения находилась в «глубоком кризисе», и город до сих пор «устраняет его последствия». Он напомнил, что все основное оборудование для работы МССС получил в аренду от обанкротившегося «Метростроя». За него приходится выплачивать полную коммерческую стоимость, несмотря на плохое состояние. «Старое оборудование изношено, оно находится в аренде, мы его берем по коммерческим ценам, оно часто выходит из строя и не позволяет вести работу нужными темпами», – пояснил глава города.

По его словам, на обновление техники для МССС за два последних года власти города выделили из бюджета 11,5 млрд руб. На эти средства были закуплены роботы-разрушители, бетоносмесители и другое современное оборудование. «Но основной рывок можно будет сделать только с включением в процесс новых горнопроходческих щитов. Они выйдут на сооружение перегонных тоннелей "коричневой" ветки метро», – отметил Беглов.

Напомним, что входящее в концерн «Алмаз-Антей» АО «Обуховский завод» победило в конкурсе на поставку МССС нового горнопроходческого оборудования. Заводу нужно изготовить два горнопроходческих щита диаметром 5,63 м, два укладчика для наклонного хода и 19 укладчиков тюбингов различных диаметров. Стоимость госзакупки – 2,372 млрд руб. Предприятие намерено поставить первую партию оборудования в I квартале 2024 г.

Вторая проблема связана с подготовкой проектной документации для прокладки метро. «Проектно-сметная документация – это вопрос номер один. Нет проектно-сметной документации – нет строительства. А ситуация непростая, она сложная», – сказал Беглов, но не стал раскрывать, с какими именно компаниями и проектами возникли сложности.

Напомним, что сейчас проектные, изыскательские и другие схожие работы для новых линий метро в Петербурге ведут сразу две компании – местное ОАО «НИПИИ «Ленметрогипротранс» (ЛМГТ) и московское АО «Метрогипротранс». Конкуренция двух проектировщиков уже привела к затягиванию сроков по реализации отдельных контрактов. В частности, в этом году компании оспаривали итоги конкурса на проведение горно-экологического мониторинга строительства отрезка метрополитена от станции «Казаковская» до станции «Путиловская». Изначально петербургская организация победила в конкурсе, однако столичная компания подала жалобу в петербургское УФАС. ЛМГТ удалось оспорить право на контракт в суде, но сроки на его реализацию были сдвинуты.

У самих проектировщиков есть вопросы и к заказчикам строительства. В этом году МССС дважды проводил конкурс на проектирование продолжения «коричневой» ветки метрополитена от станции «Путиловская» до станции «Обводный канал-2». Первый раз торги не состоялись, так как стоимость работ оказалась занижена. Во второй раз сумма была увеличена почти в 6 раз – до 1,8 млрд руб., торги выиграло московское АО «Метрогипротранс».

Как отметил вице-губернатор Петербурга Николай Линченко, решить вопросы с госзаказом должно перераспределение полномочий внутри Смольного. Власти города намерены передать полномочия по развитию метрополитена комитету по строительству. Ранее этим вопросом занимался петербургский комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ). К 1 января 2024 г. все полномочия по проектированию, строительству и реконструкции объектов инфраструктуры городского метро должны перейти от подведомственной КРТИ дирекции транспортного строительства к Фонду капитального строительства и реконструкции, который находится в введении комитета по строительству.

По мнению оппозиционного депутата от партии «Яблоко» Бориса Вишневского, нарастить темпы строительства метро сейчас мешают не столько экономические, сколько управленческие проблемы. По сведениям законодателя, Москва, которая имеет доходы бюджета в 4 раза больше, чем в Петербурге, закладывает расходы на метро в 8 раз больше, чем Северная столица.

«Сохранение нынешних объемов финансирования отражает неспособность качественно изменить ситуацию с развитием метро», – считает Вишневский.

Транспортный аналитик Владислав Булгаков отмечает, что рост финансирования на прокладку метро в 2024-2026 гг. едва покрывает прогнозные цифры по инфляции. Но, по его словам, власти не пойдут на существенное увеличение финансирования, пока в строй не будут введены все необходимые производственные мощности. «Метростроевцы не смогут нарастить строительство без дополнительных тоннелепроходческих щитов, которые по контракту должны быть произведены к 2026 г. Соответственно, какой-то прогресс в этом направлении нужно ждать только в 2027 г.», — прокомментировал эксперт.