Депутаты предложили запустить в Петербурге эксперимент по легализации доходов такси

Участники рынка раскритиковали инициативу, которая может привести к росту цен
По оценкам парламентариев, сейчас в серой зоне находятся порядка 40 000 водителей /freepik

Депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга предлагают ввести налоговый эксперимент для легализации доходов в сфере такси. Соответствующее письмо (имеется в распоряжении редакции) депутаты постоянной комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры городского парламента направили в Федеральную налоговую службу.

По подсчетам комиссии, бюджет Петербурга ежегодно недополучает налогов от сферы такси на сумму порядка 3 млрд руб. По данным комитета финансов Санкт-Петербурга, в 2022 г. объем поступлений от сферы легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем составил всего 327,7 млн руб.

Как рассказал изданию «Ведомости Северо-Запад» председатель постоянной комиссии заксобрания Петербурга Алексей Цивилев проблема связана с фактическими отношениями между водителями, таксопарками (агентами по подключению к агрегаторам) и самими аргегаторами. Сейчас часть денег, получаемых от пассажиров такси и, пройдя путь от агрегаторов до водителей, не попадает под налогообложение.

В выручке таксопарков (служб такси) не учитывается комиссия агрегатора и, соответственно, не подлежит уплате налогов. Большинство агрегаторов зарегистрированы в Москве и там же платят налог на прибыль, поэтому эти деньги не поступают в бюджет Петербурга. Таксопарки платят налоги только со своей агентской комиссии. При этом, как полагают депутаты, действующая модель работы не позволяет контролировать и собираемость налогов с доходов водителей.

«В сфере такси активно применяется агентская модель работы, при которой водитель получает деньги от таксопарка на основании агентского договора. Если водитель не является индивидуальным предпринимателем или самозанятым, то он может уклоняться от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ), так как его доход сложно идентифицировать. Органы ФНС не обладают ресурсами, которые могут обеспечить собираемость налогов с большого количества водителей, не уплачивающих налоги в бюджет», – считают в комиссии. По оценкам парламентариев, сейчас в серой зоне находятся порядка 40 000 водителей.

Для того, чтобы обеспечить прозрачность финансовых потоков в сфере такси, комиссия предлагает отрегулировать принципы налогообложения для отрасли и ввести единую налоговую ставку в 4% на доходы всех водителей такси. «Снижение налогового бремени сделает перспективу легализоваться привлекательней для подавляющего числа водителей. Апробацию такой экспериментальный налоговый режим мог бы пройти в Санкт-Петербурге», – говорится в письме.

Еще одной мерой в рамках эксперимента является создание в Петербурге единого регионального оператора – налогового агента. По замыслу депутатов, эта коммерческая организация будет аккумулировать все платежи, поступающие от пассажиров, и переводить их водителям за вычетом налогов, которые затем она будет перечислять в городской бюджет. Организация должна обладать программно-аппаратной инфраструктурой, а также быть независимой от агрегаторов.

Опрошенные изданием участники рынка сомневаются, что инициатива по внедрению единого регионального оператора может быть реализована на практике. «Создание подобной платформы обойдется в десятки млн руб. Непонятно, кто будет готов инвестировать в этот проект», – говорит представитель Общественного совета по развитию такси по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Андрей Белов. На оператора лягут затраты по разработке и поддержке этой платформы, значит, он будет взимать плату за абонентское облуживание, пояснил Белов, добавив, что в итоге финансовая нагрузка приведет к повышению цен на услуги такси.

«Очень сомнительно, что такая инициатива может быть воплощена в жизнь без поддержки на федеральном уровне. Ведь если дать такое право одному региону, то и другие регионы могут претендовать на внедрение подобной модели», – отмечает партнер адвокатского бюро «Жданов, Койда, Рубальский и партнеры» Кирилл Рубальский.

Заместитель генерального директора таксопарка Becas Виктория Шальман добавляет, что создание оператора и внедрение единой ставки для водителей потребует внесения поправок в Налоговый кодекс и Федеральный закон № 580-ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации», который был принят в конце 2022 г. Эксперты сходятся во мнении, что федеральные власти не будут вносить поправки в законодательство для реализации инициативы петербургских депутатов.

По мнению руководителя проекта «Мой Таксопарк» (система интеллектуальных решений для управления бизнесом) Андрея Рындухова, обеспечить прозрачность налоговых поступлений необходимо другим образом. «Агрегаторы теоретически могут фильтровать доходность по каждому региону и подавать отчетность в налоговые органы. Если рассмотреть такую систему, то создание оператора не потребуется», – считает он.