Продажи непродовольственных товаров в Петербурге в октябре увеличились на треть

Спрос подстегнули инфляционные ожидания и расширение ассортимента онлайн-магазинов
Граждане поспешили закупиться определенными товарами, ожидая их подорожания /Freepik

Объем продаж непродовольственных товаров в Санкт-Петербурге в октябре 2023 г. по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года вырос на 34,2% до 143,5 млрд руб., подсчитали в Петростате. С одной стороны, такой значительный рост в годовом выражении связан с эффектом низкой базы прошлого года, когда в октябре 2022 г. граждане сократили потребительскую активность на фоне объявления о частичной мобилизации. С другой стороны, октябрь по продажам непродовольственной розницы показал самый высокий результат и по сравнению с предыдущими месяцами 2023 г. Только за месяц – в октябре к сентябрю – продажи товаров выросли на 6%.

Увеличение потребительской активности коррелирует и динамикой потребкредитования. Как ранее сообщали «Ведомости Северо-Запад», в октябре объем выдачи потребительских кредитов (без ипотеки) в Петербурге вырос на 5%, несмотря на то, что ряд банков уже начал повышать ставки по потребительским займам вслед за увеличением ключевой ставки Центробанка. До этого – в сентябре к августу – потребительская активность, наоборот, падала.

Всего за десять месяцев 2023 г. продажи непродовольственных товаров в Петербурге составили 1,22 трлн руб., что на 10,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Схожая тенденция наблюдалась и в Ленобласти, но рост был более сдержанным. В октябре продажи непродовольственных товаров в регионе составили 33,2 млрд руб., что на 24,2% больше, чем в октябре 2022 г. Всего за десять месяцев в Ленобласти было реализовано непродовольственных товаров на сумму 295,4 млрд руб. Это на 4,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

«В 2023 г. отмечается восстановление внутреннего спроса, а индекс потребительского оптимизма уже длительное время находится в положительной зоне. Это связано в том числе с отложенным спросом в ряде категорий потребительской корзины», – выразил мнение председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев. Эксперт добавил, что на спрос повлияла и стабилизация ассортимента – появление новых линеек от популярных брендов, расширение присутствия производителей из дружественных стран и развитие крупных торговых сетей, которые продолжили открывать новые торговые объекты и адаптировать под меняющиеся запросы населения ассортимент и ценовую политику.

Генеральный директор компании «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров отмечает, что вклад внесли и маркетплейсы – онлайн-продажи также входят в данную статистику. «Маркетплейсы много инвестировали в параллельный импорт, что повлияло на расширение ассортимента товаров. Онлайн-площадки активно стимулируют продавцов и становятся реальным драйверов роста потребления», – пояснил он.

В то же время эксперты полагают, что рост спроса связан не только с появлением самого предмета продаж, но и с негативными ожиданиями потребителей на фоне инфляционных процессов. В октябре годовая инфляция в СЗФО, по данным Центробанка, усилилась до 6,49% после 5,86% в сентябре. Граждане поспешили закупиться определенными товарами, ожидая их подорожания.

«В ожидании дальнейшего увеличения цен граждане могли поторопиться с покупкой компьютеров, крупной бытовой техники (в том числе и в кредит), понимая, что к концу года стоимость товаров может вырасти еще больше, а ключевая ставка – еще раз повыситься», – говорит руководитель магистерской программы «Финансовые инструменты в экономике» в СЗИУ РАНХиГС Артем Голубев. При этом сам рост цен также внес вклад в увеличение денежной массы.

Схожей точки зрения придерживается Бурмистров. «Можно предположить, что граждане пытались «запрыгнуть в последний вагон», чтобы сделать покупки. Но в дальнейшем можно ожидать, что темпы роста продаж существенно замедлятся», – резюмировал он.