Продажи новых электрокаров в Петербурге и Ленобласти в этом году выросли в 4-5 раз
Высокая стоимость машин тормозит развитие рынка, отмечают экспертыКоличество регистраций новых электромобилей в Санкт-Петербурге с января по ноябрь увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 4,48 раза. Всего за 11 месяцев в городе было зарегистрировано 784 новых авто, следует из отчета «Автостат инфо» (есть в распоряжении редакции). В Ленинградской области число регистраций выросло в 5 раз: в области за 11 месяцев этого года было продано 125 новых машин.
Самой популярной маркой в Петербурге в этом году стал китайский Zeekr. За январь-ноябрь в городе было зарегистрировано 235 электрокаров этого бренда. Следом идут Evolute – 86, Tesla – 79, Volkswagen – 50, Skywell – 42, BMW – 41, Voyah – 41, Hongqi – 56, в топ 10 также вошел «Москвич» (было зарегистрировано 22 электромобиля).
В Ленинградской области самым популярным брендом также стал Zeekr – было произведено 45 регистраций. Далее идут Tesla – 15, Volkswagen – 11, Evolute – 10. Число регистраций других машин за 11 месяцев не превысило 10 штук. Например, за этот период в области было зарегистрировано только два «Москвича».
При этом электрокары все еще занимают небольшую долю рынка легковых автомобилей в России, в частности, в Петербурге и Ленобласти. Так, за 11 месяцев этого года в Северной столице было зарегистрировано 48 914 новых автомобилей, в области – 12 057. Таким образом, доля электрокаров в этом объеме составила лишь 1,04 и 1,6%, соответственно.
Независимый автоэксперт Сергей Бургазлиев отмечает, что электроавтомобили в России все еще остаются вариантом бизнес-класса и выше, поэтому в лидерах продаж китайский Zeekr. «Потребитель выбирает [среди электрокаров] премиум-машины и бизнес-сегмент. Это дорогой и технологичный электрокар, который конкурирует с Tesla. Он стоит порядка 6,5-7 млн руб.», — рассказал эксперт.
Вместе с этим государственная поддержка на покупку электромобиля и корпоративные закупки простимулировали продажи отечественного бренда Evolute, считает эксперт автомобильного рынка Денис Гаврилов. «В Петербурге у бренда на корпоративных клиентов приходится почти половина продаж. Но в целом у марки результат очень маленький для официально представленного производителя», — уточнил он.
Гаврилов добавил, что «Москвич 3е» в программу льготного автокредитования и лизинга добавили только в августе 2023 г., поэтому спрос на машины этого производителя оказался низким с учетом его стоимости почти в 4 млн руб.
Напомним, с 1 января 2023 г. в России действует льготная программа на покупку отечественных электромобилей. До ноября владелец такого авто мог вернуть до 25% от стоимости машины, но не более 625 000 руб. Со 2 ноября Правительство РФ увеличило эту скидку до 35% (до 925 000 руб.). На эти цели власти планируют направить за три года 30 млрд руб.
Бургазлиев подчеркнул, что рынок растет, в том числе за счет реализации концепции по развитию производства и использования электроавтомобилей, разработанной Минэкономразвития. Она включает в себя снятие правовых ограничений по эксплуатации таких машин, а также помогает устанавливать зарядные станции. В результате в Петербурге уже действует 160 электрозаправок, а в течение еще двух лет прибавится 106. В Ленобласти их количество вырастет до конца года до 43.
Эксперты говорят, что главным препятствием на пути развития рынка электрокаров все еще остается их высокая стоимость. Средняя цена таких машин в России составляет 35 000 евро, уточнил Бургазлиев.
По его словам, импортные электроавтомобили с августа подорожали из-за отмены утилизационного сбора. В результате ввозимые в страну машины в зависимости от вида и объема двигателя выросли в цене от 1,7 до 3,7 раза. «В целом до августа ввоз машин рос, пока не повысили утильсбор. В результате такого роста уже не будет», — уточнил он.