Продажи новых автомобилей в Петербурге в 2023 г. выросли в 1,5 раза

Несмотря не неполное восстановление рынка, в 2024 г. эксперты не ждут значительного роста продаж
По итогам 2023 г. Lada оказалась в Северной столице самой востребованной маркой среди новых авто /«АвтоВАЗ»

В Санкт-Петербурге в 2023 г. было зарегистрировано 54 783 новых автомобиля, что на 52,6% больше, чем за 2022 г. При этом в декабре прошлого года число регистраций новых машин выросло по сравнению с декабрем 2022 г. на 79,4%, следует из данных «Автостат инфо». На Северную столицу пришелся 41% всех новых регистраций по СЗФО.

Несмотря на значительный прирост продаж, рынок пока не восстановился до показателей 2021 г. Напомним, что в 2021 г. в городе было зарегистрировано 91 376 новых автомобилей.

«АвтоВАЗ» – в топе

Хотя по результатам декабря «АвтоВАЗ» уступил лидерство Geely, по итогам года отечественная марка оказалась в Северной столице самой востребованной. Всего за 2023 г. было зарегистрировано 8594 новых автомобиля Lada. Следом идут китайские марки: Haval – 7504, Geely – 6666, Chery – 6581, Exeed – 3518, Omoda – 2955, Changan – 2791 и Tank – 1139. Также в топ-10 вошли корейские Kia (2080) и Hyundai (1277).

В соседней Ленинградской области, на которую пришлось 10,2% нового автопарка СЗФО, в 2023 г. было зарегистрировано 13 521 новых машин, что на 71,3% больше по сравнению с 2022 г.

В регионе также, как и в Петербурге, автомобили Lada стали самыми популярными: за год было зарегистрировано 3204 новых машин. В целом же за год на российские автомобили пришлось 25,9% новых регистраций, что на 7,9 п. п. больше, чем в Северной столице.

Следующими по популярности также стали китайские автомобили: Haval – 1949, Chery – 1817, Geely – 1312, Omoda – 809, Changan – 737, Exeed – 633. Замыкают топ корейские Kia (495) и Hyundai (264), а на десятом месте – российский «Москвич» (206 машин).

Эффект низкой базы

Директор по продукту «Авто.ру» Вячеслав Никонов говорит, что ключевым фактором роста на рынке новых машин в 2023 г. стала низкая база 2022 г. Напомним, что тогда в Петербурге падение достигло 60,7% к уровню 2021 г., а число регистраций составило всего 35 895 автомобилей. «В 2024 г. не ожидается бурного роста, аналогичного тому, что мы наблюдали в прошлом. Рынок приблизился к точке баланса в текущих условиях», — прокомментировал эксперт.

Вместе с этим Никонов уточнил, что введение утилизационного сбора с 1 августа 2023 г., изменение курса валют и ключевой ставки ЦБ серьезно сказались на объеме импортируемых автомобилей во втором полугодии прошлого года. Напомним, курс доллара к рублю за год вырос на 21%, а ключевая ставка ЦБ выросла с 7,5 до 16%. По данным эксперта, средняя стоимость нового автомобиля выросла за прошлый год на 2,49% и достигла 3,2 млн руб.

«Количественное увеличение продаж новых автомобилей возможно в случае перезапуска локального производства. Это может поспособствовать снижению цен на некоторые модели, а также улучшению ситуации с запасными частями для них», — уверен эксперт.

Рынок подержанных авто сокращается

Продажи подержанных автомобилей в Петербурге по итогам 2023 г. выросли по сравнению с 2022 г. на 8,3% и достигли 187 564 машин. Однако начиная с июля 2023 г. объем регистраций постепенно сокращался. Так, в июле было продано 17 042 б/у автомобиля, в сентябре – 16 074, в декабре – 13 690, что на 16,5% меньше по сравнению с декабрем 2022 г. При этом средняя стоимость подержанных автомобилей в городе выросла за год на 37% и достигла 1,3 млн руб., уточнили в пресс-службе «Авито авто».

Как и в случае с новыми автомобилями, самой популярной маркой у петербуржцев в прошлом году стала Lada – было продано 15 522 машины. Затем идет Kia – 13 988, BMW – 13 884, Volkswagen – 13 376, Mercedes – 10 313 и Hyundai – 1068. Остальные бренды не перешли порог в 10 000 регистраций.

Аналогичная тенденция отмечена и в Ленинградской области. В регионе за год рынок подержанных автомобилей вырос на 9,8% и достиг 77 348 машин, но с августа объем регистраций снижался, а в декабре по сравнению с декабрем 2022 г. упал на 15% до 5638 машин.

В области также самой востребованной маркой оказалась Lada – продано 10 449 авто, затем следует Kia – 5564, Volkswagen – 5418, Ford – 4615, Hyundai – 4368, Renault – 3935, BMW – 3375, Nissan – 3423.

Ставка повлияла на продажи

Независимый автоэксперт Сергей Бургазлиев отмечает, что продажи подержанных автомобилей во второй половине года начали снижаться из-за повышения ключевой ставки Банка России. «Надо понимать, что 65-70% новых автомобилей приобретается в кредит, если берем б/у, то показатель меньше. Но ставка по кредиту на них выше. Потребителю невыгодно приобретать подержанную машину с большой переплатой», — говорит эксперт.

По его словам, другим фактором сокращения рынка подержанных машин стало уменьшение предложения европейских, корейских и японских авто, что также сказывается на потребительском поведении.

Бургазлиев уточнил, что рынок подержанных автомобилей может сократиться в 2024 г., если ставка ЦБ серьезно не снизится. «Все будет зависеть от ключевой ставки, так как она влияет на автокредитование. Если ЦБ снизит ставку к середине года, то рынок оживет», — прокомментировал эксперт.