Доля отечественных лекарств в аптеках Петербурга не спешит расти

За год доля российских препаратов в рознице увеличилась всего на 3 п. п., но ряд категорий вырос на 5-7 п. п.
Больше всего выросла доля продаж отечественных препаратов для пищеварительного тракта и обмена веществ – на 7 п. п. до 54,4% /freepik

По итогам января-декабря 2023 г. доля отечественных лекарств (в упаковках) от общего объема розничных продаж, включая импортные и российские препараты, в аптеках Санкт-Петербурга составила 59,3%. Об этом сообщили аналитики DSM Group в ответ на запрос издания «Ведомости Северо-Запад». По сравнению с аналогичным периодом 2022 г. доля отечественных препаратов приросла всего лишь на 3,1 п. п.

В финансовом выражении, то есть в рублевой массе, в 2023 г. продажи российских лекарств приросли еще меньше – на 2,4 п. п., составив 41,3%. Таким образом, в деньгах в общем объеме продаж основная доля все еще приходится на импорт.

Примечательно, что увеличение доли отечественных препаратов оказалось сдержанным, хотя российские, и в частности петербургские компании, в 2023 г. запускали новые производства. Например, компания Solopharm в апреле ввела в эксплуатацию четвертую очередь завода по производству жидких лекарственных форм в Петербурге мощностью 60 млн упаковок препаратов в год. Компания «Фармасинтез-Норд» запустила производство трех типов рекомбинантных инсулинов на площадке ОЭЗ «Санкт-Петербург». По данным Петростата, объем промышленного производства лекарств в январе-декабре 2023 г. по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. в Петербурге вырос на 23%.

Розница реагирует медленно

Тем не менее тенденция к импортозамещению пока не оказала значительного эффекта на розничные продажи. Опрошенные изданием эксперты связывают такую динамику с несколькими факторами. С одной стороны, санкции против России не распространяются на лекарства, поэтому доля импорта в аптеках остается высокой, хотя зарубежные компании и сокращали бюджеты на продвижение своих препаратов на отечественном рынке. С другой стороны, для того, чтобы вывести препараты на полки аптек, российским компаниям требуется больше времени.

«Вектор импортозамещения стал актуальным, но это не делается одномоментно. Компаниям нужно подготовить производство, получить разрешительную документацию, зарегистрировать препараты. Также есть фактор привязанности врачей и пациентов к определенным брендам. Со временем происходит переориентация на локальные бренды, но это не быстрый процесс», – отмечает генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк.

Директор по развитию компании RNC Pharma Николай Беспалов добавляет, что более выраженный эффект от импортозамещения можно получить в госзакупах за счет преференций, которые имеют отечественные производители. Но в рознице этот процесс происходит медленнее в связи с необходимостью наладить дистрибуцию и организовать маркетинговое продвижение, которое требует не только времени, но и денег.

Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что на ситуации сказывается и другой фактор – сокращение ассортимента недорогих лекарств самими аптеками для сохранения маржинальности. Эксперт пояснил, что российские препараты шире представлены именно в недорогом сегменте. Так, из данных DSM Group следует, что в 2023 г. средняя цена упаковки отечественных лекарств составила 277 руб., а импортных – 574 руб.

Помог маркетинг

Несмотря на относительно невысокие темпы прироста общей доли отечественных лекарств в 2023 г., ряд конкретных категорий препаратов показал более выраженную динамику. Больше всего (в упаковках) выросла доля продаж отечественных препаратов для пищеварительного тракта и обмена веществ – на 7 п. п. до 54,4%. За ними следуют лекарства для костно-мышечной системы (например, артрит, артроз и т. д.). Их доля подросла на 6,5 п. п. до 40,2%. На 5,7 п. п. до 40,7% выросла доля отечественных препаратов для респираторной системы (органов дыхания).

Шуляк пояснил, что более выраженный прирост наблюдается в тех категориях лекарств, которые активно продвигаются при помощи рекламы, например, на телевидении и радио. Многие их этих препаратов связаны с устранением симптомов и продаются без рецепта. В тех сегментах, где подбор лекарства осуществляется врачом, прирост оказался не столь существенным. Например, категория препаратов для сердечно-сосудистой системы показала рост доли отечественных лекарств лишь на 0,4 п. п. до 68,6%.

Самая высокая доля отечественных лекарств в 2023 г. наблюдалась в сегменте препаратов для нервной системы – 73,5%. Правда, как и в случае с лекарствами для сердечно-сосудистой системы прирост за год оказался небольшим и составил лишь 0,6 п. п.

Психиатр, психотерапевт Иван Нечипорук отметил, что в этой нише уже представлено множество отечественных дженериков. «Рынок уже насыщен. В большей степени это касается нейролептиков. Отечественных антидепрессантов производится меньше, в частности из-за вопросов, связанных с лицензированием», – добавил он.

Эксперты отмечают, что фактор лицензирования также сдерживает более активный рост доли российских лекарств, поскольку зарубежные лекарства защищены патентами, а собственные разработки требуют времени. Тем не менее некоторые компании пытаются отстоять свое право на использование патентов. Напомним, ранее компания «Герофарм», которая первой в России зарегистрировала аналог «Оземпика», обратилась к производителю этого препарата Novo Nordisk с письмами о заключении договора на использование патентов. «Герофарм» не получила ответ от компании и обратилась в российское правительство для получения принудительной лицензии.

Шуляк не исключает, что в будущем судебных споров, связанных с правами на производство лекарств, защищенных патентами, будет больше, поскольку отечественные компании должны быть готовы выпускать препараты в случае ухода с рынка зарубежных производителей.