Темпы роста делового туризма в Петербург опередили общий турпоток

Число бизнес-туристов в 2023 г. уже превысило показатель досанкционного 2019 г. на 9%
В прошлом году количество деловых туристов выросло на 24% к уровню 2022 г., общий турпоток увеличился меньше – на 16% /freepik

В 2023 г. деловой турпоток в Санкт-Петербург составил 1,2 млн человек, превысив уровень досанкционного 2019 г. на 9%. Тогда город посетили 1,1 млн гостей деловых туристов, уточнили изданию «Ведомости Северо-Запад» в городском комитете по развитию туризма. При этом общее количество гостей, которые приезжали в Северную столицу с разными целями, в прошлом году не восстановилось до уровня 2019 г., продемонстрировав отставание на 10%. Напомним, что общее количество туристов, посетивших в Петербург в прошлом году, составило 9,4 млн человек.

То, что деловой турпоток растет быстрее, чем общий, показывает и динамика 2022-2023 гг. Так, в прошлом году количество деловых туристов выросло на 24% к уровню 2022 г., в то время как общий турпоток увеличился меньше – на 16%.

Как рассказал изданию президент Российского союза выставок и ярмарок Сергей Воронков, более быстрые темпы роста делового туризма вызваны увеличением количества посетителей крупных конгрессно-выставочных мероприятий, например, Петербургского международного экономического форума, Петербургского международного газового форума, Международной судостроительной выставки «Нева» и др. За прошлый год количество посетителей таких мероприятий выросло на 20%.

Эксперты прогнозируют, что в перспективе количество бизнес-туристов и дальше будет расти. По оценкам Воронкова, в 2024 г. город может принять до 2 млн деловых гостей, что на 66% больше, чем в 2023 г.

«Деловой турист в основном едет на событие, 70% делового турпотока составляют участники конгрессов, форумов и выставок. При этом деловой туризм не зависит от сезона и генерирует клиентов для всей индустрии гостеприимства с октября по апрель. За четыре месяца высокого сезона город в целом принимает более 8 млн гостей, которые приезжают с различными целями. За семь-восемь месяцев с учетом проводимых деловых мероприятий Петербург может в перспективе принимать порядка 5-6 млн деловых туристов в год. Это позволит увеличивать доходы, не перегружая инфраструктуру», – отметил Воронков.

Напомним, что в прошлом году вклад деловых туристов в экономику города, по данным городского комитета по развитию туризма, составил 60,7 млрд руб., что на 14% больше, чем в 2022 г. Средний чек делового туриста из российских регионов составил 47 000 руб., из ближнего зарубежья – 83 000 руб., а из дальнего зарубежья – 157 000 руб. При этом деловые туристы обеспечили 40% дохода всей отрасли, хотя в общей структуре турпотока их доля – 20%. Как рассказал Воронков, сейчас 90% деловых туристов, приезжающих в Петербург, – это внутренний трафик с перспективами роста.

«Но есть и неосвоенный рынок, который оценивается в 70 млн потенциальных гостей – это деловая, политическая и научная элита государств Азии, Африки, Латинской Америки. Сейчас элита дружественных стран – основная платежеспособная аудитория, которую мы можем привлечь», – добавил он.

Эксперт полагает, что в перспективе активное развитие делового туризма возможно за счет увеличения количества мероприятий, которое необходимо нарастить до 3000 в год. При этом количество организаторов нужно увеличить до 500, а рабочих мест – до 15 000. Однако это потребует мер господдержки для отрасли (налоговые льготы, гранты, субсидии для общественных организаций). Другой аспект – развитие новых форматов делового туризма, например, bleisure-туризм (гибрид командировок и отдыха), а также направление DMS (полный пакет услуг, включая бронирование билетов на самолет или поезд, трансфер, поиск площадок для проведения события и др.).

Опрошенные изданием представители отрасли выразили мнение, что активное наращивание делового турпотока прежде всего зависит от календаря мероприятий и их равномерного распределения в течение года. «Это в первую очередь сезонная проблема, в высокий сезон загрузка отелей и так достигает пика. Если крупные форумы и саммиты проводятся в мае-июне, то это увеличивает нагрузку на средства размещения, соответственно, цены растут», – говорит вице-президент Российской гостиничной ассоциации Алексей Мусакин. Схожей точки зрения придерживается директор управляющей компании Citytel Group Андрей Петелин.

«В деловом туризме есть большой потенциал для притока гостей в город. В обычном туризме новых значимых точек роста уже нет. Поэтому основные перспективы скрыты именно в деловом сегменте. Соответственно, крупных мероприятий должно быть больше, и часть из них должна приходиться на осень для равномерности загрузки. Причем важно, чтобы это были не только форумы, связанные с геополитикой, но и отраслевые мероприятия, каких, например, много в Москве. Но для этого нужна поддержка городского правительства», – отметил Петелин.

Мусакин добавил, что с учетом пока еще не в полной мере освоенного рынка дружественных стран, которые потенциально могут привлечь в город больше деловых туристов, Петербургу нужно и больше международных форумов, например, нацеленных на сотрудничество с африканскими, арабскими странами. Он пояснил, что после подобных мероприятий примерно через год фиксируется всплеск турпотока из стран, с которыми удалось наладить сотрудничество на форуме.

«Однако нюанс состоит в том, что решение о проведении таких мероприятий принимается на федеральном уровне. При этом взаимодействие должно быть регулярным, для этого нужны постоянные связи и контакты. Это в том числе и вопрос языкового барьера, ранее регулярное общение осуществлялось преимущественно на английском языке, поскольку на деловые мероприятия приезжали гости из европейских стран», – говорит Мусакин.

Вместе с тем эксперты отмечают, что наращивание делового турпотока потребует и увеличения объема выставочных площадей для проведения мероприятий. «В Петербурге есть крупный «Экспофорум», но нужны еще и площади разных форматов. На текущий момент в городе наблюдается дефицит среднеформатных выставочных площадей. Без господдержки бизнесу сложно самостоятельно инвестировать средства в развитие выставочных проектов из-за высоких сроков окупаемости», – резюмировал Петелин.