Смольный до конца года рассчитывает запустить второй офсетный контракт на поставку лекарств
Власти ждут на конкурс не менее двух заявок от компанийСмольный планирует объявить конкурс на второй в истории Санкт-Петербурга офсетный контракт на поставку лекарственных препаратов в III-IV квартале 2024 г. Как сообщил изданию «Ведомости Северо-Запад» заместитель председателя комитета по промышленной политике, торговле и инновациям Алексей Яковлев, сейчас формируется перечень наименований препаратов для заключения офсетного контракта.
«Предварительно в рамках контракта обсуждается поставка порядка 18 наименований, в основном для лечения онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний», – отметил Яковлев. Он уточнил, что в течение пары месяцев городские власти рассчитывают окончательно сформировать перечень, на конкурсную процедуру планируется выйти через четыре-пять месяцев.
Контракт на приобретение лекарственных препаратов из списка жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛП) будет заключен на несколько млрд руб., точная сумма пока прорабатывается. Заказчиком является городской комитет по здравоохранению. Сам конкурс будет объявлен комитетом по государственному заказу Петербурга.
По словам Яковлева, городские власти сейчас системно подходят к формированию офсетного контракта, лекарства формируются в группы, которые схожи по технологии. «Это важно, чтобы не получилось так, что производство какой-либо группы препаратов требует одной технологической линии, а другие – совершенно иной технологии производства», – уточнил он, добавив, что подход к формированию контракта также учитывает маржинальность препаратов.
Он отметил, что многие петербургские фармпредприятия потенциально готовы рассмотреть возможность участия в конкурсе на заключение контракта. В конкурсе могут участвовать и компании из других регионов, которые готовы инвестировать в производство препаратов в Петербурге. По оценкам Яковлева, на новый офсетный контракт будет подано не менее двух заявок.
Офсетный контракт — это долгосрочный договор поставки со встречными инвестиционными обязательствами, когда инвестор запускает новое производство, а власти гарантируют ему приобретение продукции на определенный период и по конкретной цене. О том, что Смольный рассчитывает заключить еще один-два офсетных контракта, городские власти сообщали в июне прошлого года. Изначально рассматривалась возможность заключить второй офсетный контракт в 2023 г.
Напомним, что первый офсетный контракт в Петербурге на приобретение 31 наименования лекарственных препаратов из списка жизненно необходимых и важнейших сроком на 10 лет был заключен в январе 2023 г. Его выиграла московская компания «Р-Фарм». Всего было подано две заявки (вторым участником конкурса стала компания «Фармасинтез-Норд»). При начальной стоимости контракта (сумме на приобретение лекарств) в 16,8 млрд руб. «Р-Фарм» предложила 8,7 млрд руб. По условиям конкурса за первые три года победитель должен создать в городе новое фармацевтическое производство полного цикла и инвестировать в него не менее 2,3 млрд руб.
Как уточнили изданию в пресс-службе «Р-Фарм», новое производство будет расположено в Особой экономической зоне (ОЭЗ) «Санкт-Петербург» на площадке «Новоорловская». В рамках контракта будут производиться препараты для лечения онкологических, сердечно-сосудистых и неврологических заболеваний, уточнили изданию.
Таким образом, категории препаратов в рамках первого и второго контрактов практически совпадают. Как пояснил в беседе с изданием директор по развитию компании RNC Pharma Николай Беспалов, препараты для лечения сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний – это большие категории лекарств, с которыми могут работать несколько десятков российских компаний.
Однако эксперты прогнозируют, что на новый офсетный контракт будут поданы одна-две заявки, отмечая, что круг интересантов ограничен. «Относительно участников не стоит ожидать существенного расширения круга. Количество крупных компаний, которые обладают значительными ресурсами для инвестиций, – не более десяти. При этом, если компания уже выиграла офсетный контракт в Москве, она вряд ли будет вкладывать средства еще и в производство в Петербурге», – пояснил независимый эксперт в сфере фармацевтики Иван Глушков.
Ограничить пул потенциальных участников может и требование к производству субстанций наряду с самими препаратами, если это будет прописано в контракте. Сам закон не предъявляет требование к производству субстанций в рамках офсетного контракта, но в текущей ситуации госзаказчики ориентируются на производство полного цикла, отмечает Глушков. Соответственно, можно ожидать, что потенциальным участником станет консорциум, включающий несколько компаний и способный обеспечить производство субстанций и готовых препаратов.
Глушков отметил, что препараты для лечения сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний могут включать разные формы выпуска, а это – разные технологии производства. «Как правило, госзаказчик не включает эти технологии в один контракт, поскольку таким образом сужается круг потенциальных участников», – добавил он. Ряд опрошенных изданием экспертов не исключает, что с учетом уже имеющегося опыта по заключению первого офсетного контракта будущие контракты будут формироваться быстрее.
Беспалов выразил мнение, что даже если формирование контрактов будет развиваться активными темпами, ключевой вопрос состоит в том, насколько быстро будет организовано само производство. «Административные задачи могут решаться быстрее, но возможны риски, связанные с поставками комплектующих и оборудования в условиях санкций», – отметил он, но добавил, что российские компании имеют опыт решения данных задач.
«Значимым фактором здесь скорее является четкость формировки и документирования товарных позиций, по которым есть однозначная востребованность и гарантированная возможность закупок в среднесрочной перспективе. А это непростая как в содержательном, так и в техническом плане задача», – резюмировал доцент, руководитель образовательной программы «Экономика» Президентской академии в Санкт-Петербурге Дмитрий Десятниченко.