Большой порт Санкт-Петербург практически восстановил грузооборот к досанкционному уровню
По итогам I квартала 2024 г. он достиг 13,4 млн т – всего на 1 млн т меньше, чем в январе-марте 2021 г.Грузооборот Большого порта Санкт-Петербург (БПСПб) по итогам I квартала 2024 г. составил 13,4 млн т. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года он вырос на 39,7%. Такие показатели приводит Ассоциация морских торговых портов (АСОП). Таким образом, грузооборот уже превысил уровень I квартала 2022 г., но все еще незначительно (на 7,4%) отстает от показателей I квартала 2021 г.
Напомним, в I квартале 2021 г. грузооборот БПСПб составил 14,4 млн т. Однако уже в I квартале 2022 г. он начал снижаться из-за введения санкционных ограничений, тогда этот показатель сократился на 12,3% до 12,7 млн т. А в I квартале 2023 г. грузооборот упал еще сильнее – до 9,6 млн т.
Опрошенные «Ведомостями» эксперты считают, что в конце 2024 г. – начале 2025 г. грузооборот порта в Санкт-Петербурге может полностью восстановиться к уровню 2021 г. за счет развития контейнерных линий и переориентации части маршрутов из портов Дальнего Востока на Северо-Запад.
По данным портала Infranews, контейнерооборот портов Балтийского бассейна в I квартале 2024 г. вырос в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2023 г. и составил 409 000 TEU. Суммарно перевалка контейнеров в БПСПб за январь-февраль составила более 232 000 TEU, что более чем в 2 раза больше по сравнению с аналогичным периодом 2023 г. Данные за март по петербургскому порту не опубликованы.
Начальник информационно-аналитического отдела транспортно-экспедиторской компании «Модуль» Марина Овсянникова рассказала, что контейнерооборот Большого порта Санкт-Петербург активно восстанавливается благодаря развитию регулярных морских сервисов в рамках новой географии.
«Также происходит переориентация китайского импорта с маршрутов через дальневосточные порты на порт Санкт-Петербурга в связи с дефицитом пропускной способности Российских железных дорог», – добавила она.
Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что грузооборот БПСПб может восстановиться к уровню 2021 г. уже во второй половине 2024 г. Однако он уточнил, что пропускная способность железных дорог на Северо-Западе также является сдерживающим фактором развития грузооборота в регионе, в частности, в Петербурге. «Суточные планы погрузки железной дороги не позволяют целому ряду отраслей планировать спотовые перевозки и продажи, что негативно сказывается на грузообороте», — рассказал эксперт.
Что касается Ленинградской области, то грузооборот портов Приморск и Высоцк в I квартале 2024 г. по сравнению с аналогичным периодом 2023 г. почти не изменился. Так, в Приморске перевалка грузов снизилась на 0,3% до 16,8 млн т, а в Высоцке выросла на 1,5% до 3,3 млн т.
Исключением стал порт Усть-Луга. Грузооборот порта начал постепенно снижаться в течение 2023 г., а по итогам I квартала перевалка сократилась на 15,8% и составила 27,7 млн т.
Заведующий кафедрой безопасности РАНХиГС Санкт-Петербург Александр Дмитриев объяснил, что показатели перевалки в Усть-Луге зависят от ситуации с экспортом нефти и нефтепродуктов. Он уточнил, что дополнительным фактором снижения стало добровольное уменьшение добычи и экспорта нефти и нефтепродуктов России в рамках соглашения с ОПЕК+. Напомним, что Россия осенью 2023 г. взяла обязательства по снижению в I квартале 2024 г. экспорта на 500 000 баррелей нефти и нефтепродуктов в сутки.
«Для Усть-Луги перевалка нефтепродуктов – важная составляющая. Такие ограничения приводят, помимо прочего, к снижению показателей. В ближайшее время ситуация может измениться, если стивидоры нарастят объемы перевалки угля», — рассказал эксперт.