Петербургские автозаводы в I квартале нарастили продажи в 4 раза

Но объем отгруженной продукции все еще отстает от I квартала 2021 г. более чем в 10 раз
Пока петербургские автопредприятия вернули менее 9% от объемов производства I квартала 2021 г. /t.me/polyakov_kv

Объем отгрузки автомобилей, произведенных на петербургских автозаводах в I квартале 2024 г., составил в денежном выражении 10,9 млрд руб., следует из данных Петростата. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года он увеличился в 4,1 раза.

Несмотря на кратный рост, продажи автозаводов отстают от показателей досанкционного I квартала 2021 г. более чем в 10 раз (в январе-марте 2021 г. автозаводы отгрузили продукции на 123,1 млрд руб.). Таким образом, пока петербургские автопредприятия вернули менее 9% от объемов производства I квартала 2021 г.

Напомним, что все автозаводы в Петербурге уже сменили собственников, но официально о перезапуске производства сообщали только на двух предприятиях. Так, площадку бывшего завода Nissan заняло ООО «Автозавод Санкт-Петербург». Компания планирует совместно с китайским партнером выпустить 25 000 автомобилей Xcite X-Cross 7 в течение этого года. Бывшие мощности Hyundai в Петербурге перешли к компании «Арт-финанс». На этой площадке в этом году возобновили сборку автомобилей под брендом Solaris. В компании не озвучивали планы на год, но по итогам I квартала было выпущено 3000 автомобилей, а в апреле еще 2100 машин.

Что касается завода Toyota, то его передали в собственность российскому производителю премиальных автомобилей Aurus (основным акционером является ФГУП «НАМИ»). Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров накануне сообщил ТАСС, что сборку машин на петербургской площадке планируют запустить до конца года. На данный момент автомобили под этим брендом производят в Татарстане и ОАЭ. Однако в 2023 г. в России было продано лишь 115 машин Aurus.

В Смольном рассчитывают, что объем производства на автозаводах Санкт-Петербурга может вернуться к досанкционным показателям уже в следующем году за счет смены собственников.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты объясняют, что на четырехкратный рост объема продаж в этом году по сравнению с 2022 г. повлиял эффект низкой базы, так как в прошлом году фактически еще не было серийного производства машин на автозаводах Петербурга. В связи с этим кратный рост по итогам II квартала и всего текущего года продолжится. Но эксперты считают, что выйти на уровень досанкционного 2021 г. в ближайшие годы не получится.

Эксперт автомобильного рынка Денис Гаврилов говорит, что на данный момент основной вклад в развитие объема продаж вносит новый собственник бывшего завода Hyundai («Арт-финанс»), так как выпускаемые им в Петербурге машины уже продаются в России. Кроме того, он допускает, что дальнейший рост объемов продаж будет связан и с выходом на рынок новых авто под брендом Xcite, которые начал производить «Автозавод Санкт-Петербург».

По итогам 2024 г. также можно ожидать роста объема продаж в случае запуска производства автомобилей Aurus, считает доцент кафедры экономики РАНХиГС Санкт-Петербург, руководитель магистерской программы «Финансовые инструменты в экономике» Артем Голубев. «Думаю, что Aurus почти не повлияет на общий объем производства в Петербурге, но за счет выпуска дорогостоящих премиальных машин вырастет и объем продаж», — прокомментировал он.

В то же время Гаврилов отмечает, что существуют риски по сохранению объемов производства на петербургском автозаводе «Арт-финанс». «В какой-то момент могут закончиться машинокомплекты для производства автомобилей Solaris, от налаживания цепочек поставок будет зависеть сохранение выпуска машин на бывшем заводе Hyundai», — уточнил он.

По мнению эксперта, в случае с бывшей площадкой Nissan возможен вариант расторжения сотрудничества со стороны китайских партнеров. Например, в прошлом году «АвтоВАЗ» уже пытался запустить на этой площадке серийное производство кроссоверов FAW, но китайский производитель отказался от сотрудничества.

«Риски прежде всего связаны с невозможностью в ближайшие год-два выйти на былые объемы производства в количественном выражении. Есть проблемы с поставкой всех необходимых комплектующих для производства машин», — резюмировал Голубев.