В Петербурге вновь выросли продажи импортных лекарств в аптеках

Это связано с возросшей маркетинговой активностью иностранных производителей, отмечают эксперты
Доля импортных препаратов от общего объема розничных продаж в январе-апреле составила 41% /freepik

По итогам января-апреля 2024 г. в аптеках Санкт-Петербурга было продано 62,4 млн упаковок лекарств. Доля импортных препаратов от общего объема розничных продаж за этот период составила 41%. По сравнению с январем-апрелем прошлого года она выросла на 1 п. п., сообщили аналитики DSM Group в ответ на запрос издания «Ведомости Северо-Запад». В отдельных группах был отмечен еще более существенный рост. Так, в группе препаратов для заболеваний нервной системы доля импорта выросла на 1,5 п. п. до 26,8%, а в категории препаратов для органов чувств (нос, глаза, уши) – на 3,7 п. п. до 52,7%. Напомним, что по итогам 2023 г. доля продаж импортных лекарств в аптеках, напротив, упала на 3,1 п. п. – с 43,8 до 40,7%.

При этом в рублевой массе продажи импортных лекарств в январе-апреле этого года выросли меньше, чем в натуральном выражении. Суммарно за январь-апрель этого года петербуржцы купили лекарств на 28,05 млрд руб., доля зарубежных препаратов составила 58,6%. По сравнению с аналогичным периодом 2023 г. она подросла всего на 0,3 п. п. Таким образом, увеличение доли импорта произошло преимущественно за счет количества приобретенных упаковок.

Примечательно, что продажи зарубежных препаратов в количественном выражении за данный период выросли, несмотря на то, что российские, и в частности петербургские компании активно запускают новые производства. Например, компания Solopharm в прошлом году ввела в эксплуатацию четвертую очередь завода по производству жидких лекарственных форм в Петербурге мощностью 60 млн упаковок препаратов в год. Компания «Фармасинтез-Норд» запустила производство трех типов рекомбинантных инсулинов на площадке ОЭЗ «Санкт-Петербург».

По данным Петростата, объем промышленного производства лекарственных препаратов в Петербурге в прошлом году по сравнению с 2022 г. вырос на 23%. В январе-марте 2024 г. по отношению к аналогичному периоду прошлого года он увеличился на 11,7%. Но несмотря на импортозамещение, в объеме продаж импорт не только не сократился, но и нарастил свою долю.

Эксперты полагают, что одна из причин такой тенденции связана с маркетинговой активностью компаний. Напомним, что санкции против России не распространяются на лекарства. Но, как пояснил директор по развитию компании RNC Pharma Николай Беспалов, в 2022 г. на фоне геополитической ситуации иностранные компании сокращали бюджеты на продвижение своих препаратов на российском рынке, но затем наметился обратный процесс.

«Зарубежные компании стали возвращаться на отечественный рынок и активнее продвигать свою продукцию, в том числе учитывая возможности платежеспособного спроса и рост доходов населения», – прокомментировал он. По данным Росстата, реальные располагаемые доходы россиян в I квартале этого года по сравнению с аналогичным периодом 2023 г. выросли на 5,8%.

Эксперт пояснил, что средства, которые зарабатывают аптеки на продажах лекарств, складываются из наценки и маркетинговых услуг, которые они предоставляют производителям (приоритетное место на полке, рекомендации и т. д.). При этом маркетинговые услуги могут формировать от 60 до 80% рентабельности крупных аптечных сетей. Производители, которые работают в верхнем ценовом сегменте, а зачастую это зарубежные компании, как правило, имеют больше маркетинговых возможностей, и соответственно, более интересны аптекам, отметил Беспалов.

Независимый эксперт в сфере фармацевтики Иван Глушков добавил, что розничные продажи формируют две основные группы потребителей. «Первые ориентируются на наиболее доступные цены, другие – на брендовые дженерики. Основной задел в продвижении брендовых препаратов сделали крупные фармкомпании, преимущественно зарубежные, а отечественные компании только начинают завоевывать этот рынок», – отметил он.

За январь-апрель этого года стоимость средневзвешенной приобретенной пачки импортных лекарств составила 642,4 руб., а локализованных – в два раза меньше (315,4 руб.). Однако, несмотря на кратную разницу, стоимость отечественных препаратов все же росла быстрее. Цена приобретенной средневзвешенной упаковки локализованных препаратов в январе-апреле 2024 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 18,9%, в то время как импортных – на 15,4%.

Генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк отмечает, что более выраженный рост стоимости отечественных препаратов связан с удорожанием сырья, компонентов, оборудования, что в большей степени сказывается на производстве российских препаратов, в то время как для зарубежных лекарств увеличение стоимости связано в основном только с логистическими затратами.

Глушков добавляет, что рост стоимости приобретенных препаратов как импортных так и отечественных связан в том числе и с тем, что недорогих лекарств на полках становится меньше, поскольку они менее выгодны и для аптек, и для самих производителей. Учитывая, что средняя стоимость импортной упаковки кратно превышает стоимость отечественной, это стимулирует приток иностранных препаратов в розницу.

Однако Беспалов полагает, что в долгосрочной перспективе доля отечественных препаратов в продажах аптечных сетей будет расти. «Российские производители наращивают выпуск продукции, в том числе в конкурентных нишах. Сейчас идет битва маркетинговых бюджетов, и в этой битве шансы есть как у отечественных, так и у зарубежных компаний», – резюмировал он.