Большой порт Санкт-Петербурга приблизился к досанкционному грузообороту

Главная гавань Северной столицы восстановила перевалку грузов почти на 90%
После введения санкций в 2022 г. перевалка в БПСПб упала по сравнению с 2021 г. на 38,2% до 38,8 млн т /Global Ports

Грузооборот Большого порта Санкт-Петербурга в I полугодии 2024 г. составил 27,4 млн т. Это на 22,7% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такие показатели опубликовала Ассоциация морских торговых портов (АСОП). Таким образом, грузооборот практически на 90% восстановился к уровню I полугодия 2021 г., когда было перевалено 30,6 млн т грузов.

Напомним, что после введения санкций в 2022 г. перевалка в БПСПб упала по сравнению с 2021 г. на 38,2% до 38,8 млн т. Постепенное восстановление грузооборота началось только в 2023 г. По итогам прошлого года порт смог восстановить досанкционный грузооборот на 80% (было перевалено 49,6 млн т).

Опрошенные «Ведомостями» эксперты считают, что восстановление идет за счет развития новых контейнерных линий и их успешной переориентации на Китай, Индию и другие страны, готовые в условиях санкций сотрудничать с Россией. По данным портала Infranews, порты Балтийского бассейна в январе-мае 2024 г. (данные за I полугодие еще не опубликованы) нарастили перевалку контейнеров на 65% к уровню предыдущего года до 704 000 TEU.

Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что порт Санкт-Петербурга на данный момент получает больший объем контейнеров и за счет логистических трудностей на Дальнем Востоке. «Там произошли сложности с вывозом контейнеров. Они накопились на тыловых терминалах, в результате произошло затоваривание», — рассказал он.

При этом Бурмистров подчеркнул, что за счет роста грузооборота в прошлом году динамика роста во II полугодии этого года замедлится за счет эффекта «высокой базы». «Но я думаю, что к концу года показатели будут близки к рекордным, потому что сейчас наблюдается восстановление импорта из Китая», — резюмировал он.

В то время как порт Петербурга только продолжает восстанавливать перевалку грузов, главные порты Ленобласти ее уже превысили. Но в I полугодии началась ее коррекция и незначительное снижение грузооборота. Усть-Луга по итогам I полугодия 2024 г. сократила грузооборот к уровню прошлого года на 1,9% до 68,7 млн т. Несмотря на небольшое снижение, объем перевалки в порту уже превысил уровень 2021 г. (в январе-июне 2021 г. он составил 52,9 млн т) и сейчас демонстрирует рекордные цифры. Заведующий кафедрой безопасности РАНХиГС Санкт-Петербург Александр Дмитриев рассказал, что ключевой причиной незначительного снижения грузооборота в Усть-Луге является сокращение отгрузки угля. «Это происходит на фоне продолжающегося снижения мировых цен на данный энергоресурс», — прокомментировал он.

Ранее «Ведомости» со ссылкой на данные Kpler сообщали, что экспорт угля через крупнейший на Балтике порт Усть-Луга сократился на 3,5% до 17,9 млн т, такая же динамика и в других портах Северо-Запада.

Перевалка грузов в Приморске в этом году уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4,6% и составила 32,6 млн т. При этом грузооборот порта уже превысил досанкционные показатели (в I полугодии 2021 г. здесь было перевалено 26,1 млн т грузов). Эксперты отмечают, что порт зависит от поставок нефти и нефтепродуктов, поэтому показатель напрямую привязан к ситуации на рынке этого ресурса. Россия во II квартале 2024 г. добровольно сократила экспорт нефти на 471 000 баррелей в сутки в рамках обязательств перед ОПЕК+.

Высоцк – единственный порт Ленобласти, который пока не вернулся к досанкционным цифрам. Грузооборот в I полугодии 2024 г. сократился на 14,3% и составил 5,7 млн т (в январе-июне 2021 г. перевалка была 8,4 млн т). Падение грузооборота началось во II квартале 2024 г. после положительной динамики в январе-марте 2024 г. «Снижение показателей порта Высоцк связано с уменьшением отгрузки угля и нефтепродуктов», — резюмировал Дмитриев.