Объем выданных в I полугодии в Петербурге автокредитов вырос на 30%

Эксперты связывают рост автокредитования с увеличением продаж машин, а также их подорожанием
Cредний чек автокредита вырос в Петербурге всего на 8,5% и достиг 1,76 млн руб. /Freepik

Объем выданных автокредитов в Санкт-Петербурге в январе-июне 2024 г. составил 54,6 млрд руб., следует из отчета «Объединенного кредитного бюро» (ОКБ). Это на 29,7% больше, чем аналогичный период прошлого года, когда объем выдач достигал 38,36 млрд руб. Всего за I полугодие 2024 г. было выдано 30 950 автокредитов, что на 23,1% больше к уровню 2023 г. Вместе с этим средний чек автокредита вырос всего на 8,5% и достиг 1,76 млн руб., а средний срок займа увеличился с 59 до 66 месяцев.

В Ленинградской области за I полугодие 2024 г. объем выданных автокредитов достиг 15,58 млрд руб., что на 35,49% больше по сравнению с I полугодием 2023 г. За январь-июнь этого года было выдано 9455 автокредитов. Средний чек автокредита при этом вырос на 10,5% и составил 1,64 млн руб., а средний срок увеличился с 62 до 69 месяцев.

Отдельные кредитные организации отметили рост выдачи автокредитов в разы. Так, в пресс-службе банка ВТБ сообщили, что количество выданных автокредитов за I полугодие 2024 г. в Петербурге и Ленобласти выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 3,5 раза. Всего финансовая организация за январь-июнь 2024 г. выдала около 23,5 млрд руб. в двух субъектах.

Эксперты отмечают, что в первую очередь рост автокредитования связан с увеличением продаж самих автомобилей. Напомним, что в Санкт-Петербурге в I полугодии 2024 г. выросли продажи новых автомобилей на 62%, в Ленинградской области за этот же период прирост составил 87%, следует из данных «Автостат инфо». При этом в России 75% от общего количества и 74% от общего объема выдач автокредитов в июне пришлось именно на новые машины.

«Основной тренд первого полугодия — всплеск кредитных продаж на рынке новых автомобилей. Только в нашем банке число сделок с такими машинами выросло более чем в 3,5 раза к прошлому году. Динамика связана с продолжающимся восстановлением авторынка, на котором появляется все больше брендов, запускаются специальные условия их покупки», — прокомментировал вице-президент ВТБ, начальник управления партнерских продаж авто Владимир Высоцкий.

Эксперт автомобильного рынка Денис Гаврилов уточнил, что рост автокредитования в Петербурге и Ленобласти также связан с подорожанием автомобилей. «В связи с увеличением стоимости автомобилей приобрести его без привлечения кредита сложно», — добавил он. По данным «Автостата», средневзвешенная стоимость новой легковой машины в России в I полугодии 2024 г. выросла на 14% и достигла 3,16 млн руб. Что касается подержанных авто, то средняя цена за этот период уменьшилась на 4,5% до 1,55 млн руб.

Доцент кафедры экономики РАНХиГС Санкт-Петербург, руководитель магистерской программы «Финансовые инструменты в экономике» Артем Голубев добавил, что на спрос на автокредитование в I полугодии повлияли скидки в начале года, прежде всего на китайские автомобили, а также продолжение госпрограммы по покупке отечественного автомобиля. Напомним, что благодаря госпрограмме льготного автокредитования ряд категорий граждан может приобрести отечественный автомобиль со скидкой 20%, электромобиль — со скидкой 35%.

Голубев уточнил, что во II полугодии ожидается повышение ключевой ставки. Ранее в ЦБ озвучивали вариант ее роста с 16 до 18 п. п. «Это, в свою очередь, может охладить потребительский спрос и снизить объем автокредитования», — рассказал он.

При этом полная стоимость кредита (ПСК) на автомобиль во II квартале 2024 г. колебалась в диапазоне 19,05 – 19,66%. Пиковые значения ПСК в 2024 г. пришлись на январь-февраль 2024 г.: 20,58% и 20,61%, соответственно. Примечательно, что ПСК на новые машины на 4-5% ниже, чем на подержанные.

Гаврилов считает, что в случае небольшого повышения ключевой ставки объем выдачи автокредитов снизится на непродолжительный период времени. «Однако в дальнейшем потребители адаптируются к изменившимся процентам по кредитам. Не исключаю, что дилеры и производители могут ввести новые программы, чтобы стимулировать спрос», — резюмировал он.