В Петербурге усилился дефицит рабочих кадров
Спрос на маляров вырос в 2,4 раза, операторов производственных линий – на 89%, а упаковщиков и комплектовщиков – на 84%В I полугодии 2024 г. петербургские работодатели разместили более 70 000 вакансий для сотрудников рабочих специальностей. Это на 28% больше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщили в пресс-службе рекрутинговой платформы HeadHunter в ответ на запрос издания «Ведомости Северо-Запад». Наибольшая доля новых вакансий для рабочих из общего объема за шесть месяцев этого года пришлась на сферу розничной торговли – 10,6%, строительство – 9,4% и логистику – 9,2%. За ними следуют автомобильный бизнес – 6,4%, металлургия и металлообработка – 5,5%, а также тяжелое машиностроение – 5,2%.
По данным сервиса «Люди в цифрах», среди компаний, которые наиболее активно размещали вакансии за этот период, «Силовые машины», «Петербургский тракторный завод», «Россети Ленэнерго», Ozon, «Лента». В разрезе конкретных рабочих специальностей значительный прирост числа новых вакансий в I полугодии этого года по сравнению с аналогичным периодом 2023 г. пришелся на маляров (рост в 2,4 раза), операторов производственных линий (+89%), упаковщиков и комплектовщиков (+84%). Число новых вакансий для монтажников выросло в полтора раза, сварщиков – на 38%, слесарей – на 35%, токарей, фрезеровщиков и шлифовщиков – на 26%.
Число новых резюме за тот же период, напротив, снизилось на 3,4%. В I полугодии этого года кандидаты разместили порядка 130 000 резюме. На сегодняшний день на одну вакансию в сфере рабочих специальностей в Петербурге приходится три резюме. Год назад этот коэффициент составлял 4,7. При этом ряд рабочих специальностей демонстрируют предельно острый дефицит кадров.
На первом месте этого антирейтинга сейчас находятся автомеханики и автослесари. Соотношение числа резюме на одну вакансию на этой позиции составляет 1,3. Острая нехватка кадров наблюдается и в отношении токарей, фрезеровщиков, шлифовщиков, где на одну вакансию приходится 1,8 резюме. Несколько лучше обстоят дела в отношении операторов станков с ЧПУ (2,8 резюме), сварщиков (3,1 резюме), операторов производственных линий (3,6 резюме). Однако, как пояснили в HeadHunter, соотношение менее четырех резюме на одну вакансию свидетельствует о дефиците кадров. Для сравнения: на позицию курьера в Петербурге сейчас претендуют пять кандидатов.
Соответственно, как следует из статистики, наиболее острый дефицит в сфере рабочих специальностей приходится на позиции, связанные с автобизнесом и производством. Эксперты отмечают, что помимо очевидных сложностей демографического характера на ситуацию продолжает влиять импортозамещение, которое требует все большего количества кадров.
«В Петербурге наблюдаются высокие темпы роста промышленного производства, плюс идет увеличение заказов для оборонно-промышленного комплекса, где также требуются высококвалифицированные рабочие кадры. Как правило, это предприятия, которые могут предложить высококонкурентную зарплату», – говорит председатель правления Ассоциации промышленников и предпринимателей Сергей Федоров.
По данным «Петростата», за пять месяцев этого года по сравнению с тем же периодом 2023 г. (данные за шесть месяцев еще не подсчитаны), индекс промышленного производства в Петербурге вырос на 10,8%. При этом в автомобильной промышленности показатель вырос почти в четыре раза, в производстве изделий из дерева и обработке древесины – на 31,8%, в сфере ремонта и монтажа машин и оборудования – на 21%.
Что касается наиболее дефицитных позиций по конкретным рабочим специальностям, то острая нехватка автомехаников и автослесарей связана с изменением поставок автомобилей на российский рынок, полагает генеральный директор кадрового бюро «Охота» Александр Перцовский. Европейские бренды ушли, а китайские автомобили, которые стали активно поставляться на отечественный рынок, пока «менее понятны» с точки зрения ремонта и обслуживания, пояснил он.
В то же время дефицит кадров на производственных рабочих специальностях связанный с тенденциями последних двух лет, накладывается на уже ранее сформировавшуюся нехватку специалистов, особенно высококвалифицированных. «Наблюдается дефицит работников, знающих, как трудиться за станком. Это вызвано в том числе и тем, что в последние десятилетия особое внимание уделялось «экономике услуг», а не производства. Автоматизацией и роботизацией невозможно заменить все операции. Во-первых, потому, что роботов на все трудовые процессы просто нет, во-вторых, это может оказаться значительно дороже», – говорит доктор экономических наук, профессор кафедры социальных технологий Президентской академии в Санкт-Петербурге Александр Прихач.
Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что сейчас компании уже развивают роботизацию не только на производстве, но и в сфере логистики и складской деятельности. Однако, по его мнению, на фоне активного роста экономики при острой нехватке рабочей силы значительный эффект от этих мер можно будет увидеть не раньше конца 2025 г.
Пока основным способом для компаний привлечь рабочие кадры остается индексация зарплат. По данным HeadHunter, медианная зарплата в сфере рабочих специальностей в Петербурге в I полугодии 2024 г. составила 80 600 руб., что на 37% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Медианная зарплата автомеханика, автослесаря составила 107 900 руб., сварщика – 106 700 руб., токаря, фрезеровщика, шлифовщика – 104 200 руб. Однако Бурмистров отметил, что, например, высококвалифицированный токарь или слесарь может зарабатывать и 150 000 руб. Схожей оценки придерживается Перцовский.
Он добавил, что помимо высококонкурентных зарплат предприятия удерживают сотрудников при помощи социальных программ, предоставлении служебного жилья. «Но это эволюционный путь, характерный в основном для крупных предприятий. Средний бизнес зачастую не имеет таких ресурсов, и в ближайшей перспективе эта проблема не решится», – резюмировал он.