Оборот производителей одежды в Петербурге вырос в 2,5 раза

К этому привели рост заказов на пошив спецодежды и удорожание продукции
Оборот организаций, производящих одежду, продолжает расти кратно, несмотря на то, что увеличение происходит уже от высокой базы /freepik

В январе-июне 2024 г. оборот организаций, производящих одежду в Санкт-Петербурге, составил 51,3 млрд руб. Это в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года, следует из данных Петростата. Если сравнивать показатель текущего года с январем-июнем 2022 г., то оборот организаций вырос уже в 3,8 раза, а к январю-июню 2021 г. – в 8,1 раза.

Соответственно, оборот организаций, производящих одежду в Петербурге, год к году продолжает расти кратно, несмотря на то, что увеличение происходит уже от высокой базы. При этом самые большие темпы прироста в годовом выражении наблюдаются именно в 2024 г.

Схожая динамика прослеживается и в разрезе объема отгрузки одежды. В январе-июне этого года он составил 23,9 млрд руб., что в 1,6 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. По сравнению с I полугодием 2022 г. показатель вырос уже в 2,5 раза, а 2021 г.  – в 3,3 раза.

По мнению экспертов и участников рынка, значительный вклад в кратное увеличение оборота организаций, производящих одежду, внесла продукция оборонного сектора. «Большинство крупнейших заводов Петербурга исторически связаны с оборонной промышленностью, и многие из них сегодня работают в три смены для выполнения плана. Параллельно развиваются смежные сферы и совершенствуются старые, а также развиваются новые цепочки поставок», – прокомментировал изданию генеральный директор холдинга «Бронка Групп» Никита Муров. Он уточнил, что менеджмент Прядильно-ниточного комбината имени С. М. Кирова (входит в холдинг) фиксирует значительный рост спроса на швейные нитки для пошива спецодежды, экипировки и других видов профессиональной и производственной одежды.

О том, что этот сегмент продукции внес существенный вклад в общую динамику, говорит и президент «Союза производителей изделий легкой промышленности», основатель бренда «Леди Шарм» Валентина Миронова. Однако эксперты отмечают, что потребительский сектор тоже растет.

По данным директора «Союза производителей изделий легкой промышленности» Светланы Молчановой, в начале прошлого года в Петербурге насчитывалось около 450 предприятий в сфере легкой промышленности, включая малые, средние и крупные. К маю этого года их количество выросло до 523. При этом основной прирост фиксировался в 2023 г., отметила она.

Операционный директор компании-производителя женской одежды Pompa Елена Юрасова выразила мнение, что увеличение числа новых предприятий было связано с тенденцией  к импортозамещению. «Поэтому, возможно, это тоже внесло вклад в оборот организаций», – добавила она. С другой стороны, на динамике сказался и рост себестоимости одежды, который приводит к увеличению ее конечной цены, и как следствие, росту оборота организаций.

По данным Петростата, в июне 2024 г. по сравнению с декабрем прошлого года цены на одежду в Петербурге снизились на 6,8%. Этому предшествовал рост цен на 21,8%, если сравнивать июнь 2023 г. с декабрем 2022 г. Но ряд участников рынка отмечает, что средние показатели не в полной мере описывают реальную динамику цен. По словам Мироновой, при оптимистичной оценке можно говорить о росте стоимости за год на уровне 10%, у некоторых производителей цены выросли до 30%.

«Предприятия были вынуждены повысить цены в том числе из-за маркировки. Это добавило 10-15% к стоимости изделия. Маркировка требует дополнительных менеджеров, ИТ-специалистов, все это влияет на конечную стоимость изделия», – пояснила она.

Напомним, что обязательная маркировка одежды через систему «Честный знак» стартовала 1 января 2021 г., но действовала не на все категории товаров. 1 апреля этого года перечень был расширен. С 1 июля в силу должен был вступить запрет на продажу немаркированных остатков (одежды в собственности продавца до 1 апреля 2024 г.). Однако по просьбе участников рынка актом Правительства РФ срок был продлен до 15 сентября. Возможность маркировать остатки была открыта с ноября прошлого года, когда было опубликовано соответствующее постановление. В ЦРПТ (оператор государственной системы маркировки «Честный знак») изданию прокомментировали, что поскольку маркировка одежды действует еще с 2021 г., большинство компаний уже имеют опыт работы с системой. По мнению оператора, бизнес не несет существенных затрат из-за маркировки.

При этом одной из основных проблем для отрасли является острый дефицит кадров. Для того чтобы выдерживать конкуренцию за сотрудников на рынке труда, некоторые предприятия активно индексируют зарплаты (что тоже сказывается на себестоимости изделия). Но и это не в полной мере помогает привлечь новых сотрудников.

«У ряда предприятий есть возможность расширяться, то есть рост оборота организаций мог быть и больше. Но новые молодые кадры, несмотря на конкурентную зарплату, не стремятся приходить в отрасль», – говорит дизайнер Екатерина Смолина, которая является соучредителем одноименной фабрики в Петербурге. По ее словам, портная в Петербурге может получать около 100 000 руб., но специальность – дефицитная, а притока молодых кадров нет.

Она также добавила, что вклад в рост конечной стоимости изделия внесло и удорожание логистики – примерно на 30% за год. Основными поставщиками в Россию тканей и расходных материалов для производства одежды сейчас являются Китай и Турция. Миронова отметила, что ранее (до введения санкций) поставки осуществлялись в том числе из Франции, Италии, Германии.

Опрошенные изданием производители отмечают, что на стоимости изделий в скором времени начнут сказываться и другие обстоятельства – российским компаниям стало сложнее проводить трансграничные платежи в китайской и турецкой валюте из-за угрозы вторичных санкций для зарубежных банков.

«Усложнилась оплата в юанях и турецкой лире. Компаниям приходится платить комиссионные банкам за то, чтобы перечислять деньги по контрактам. Это тоже не добавляет оптимизма, учитывая, что нужно закупать материалы на следующий сезон», – говорит Миронова.

Молчанова полагает, что вызовом для отрасли в перспективе станет и спад потребительского спроса на одежду из-за увеличения других затрат. По итогам июня годовая инфляция в Санкт-Петербурге ускорилась до 7,8% после 7,7% в мае. При этом российские производители в основном работают не в масс-маркете, а в сегментах «средний» и «средний плюс», отметила она, добавив, что на фоне текущей экономической ситуации предприятиям будет сложнее реализовать произведенную продукцию.