Средняя цена проданной пачки российских лекарств в аптеках Петербурга выросла почти на 20%

Это связано с вымыванием с рынка недорогих лекарств и изменением спроса
В I полугодии 2024 г. средняя цена проданной пачки составила 456 руб. /freepik

По итогам I полугодия 2024 г. в аптеках Санкт-Петербурга было продано лекарств на 40,99 млрд руб. Это на 13,2% больше, чем в январе-июне прошлого года, сообщили в DSM Group в ответ на запрос издания «Ведомости Северо-Запад». В натуральном выражении, то есть в упаковках продажи за тот же период не только не выросли, но и снизились на 4% до 89,9 млн пачек.

Таким образом, увеличение продаж в денежной массе произошло за счет роста средневзвешенной цены проданной пачки. В I полугодии 2024 г. она составила 456 руб., что на 18,1%  больше, чем за аналогичный период прошлого года. Примечательно, что стоимость упаковки отечественных препаратов выросла больше – на 19,4% до 269 руб., в то время как импортных – на 16% до 650 руб.  

Эксперты отмечают, что рост стоимости проданной упаковки лекарств связан с инфляцией, но лишь частично. Основные причины – это вымывание с полок аптек лекарств низкого ценового сегмента и изменение спроса со стороны потребителей.

Генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк отмечает, что потребители лекарств, принимаемых на постоянной основе, стали чаще покупать упаковки большого объема из-за выгоды в пересчете на одну таблетку. Соответственно, чек покупки вырос. «За последние полгода видно, что растут продажи больших упаковок. Но тенденция наметилась еще после 2022 г., это связано с тем, что потребители стали  более детально считать затраты на покупку препаратов», – пояснил эксперт. С другой стороны, на динамике сказалось и перераспределение спроса в сторону современных, более эффективных препаратов, которые, как правило, стоят дороже.

Директор по развитию компании RNC Pharma Николай Беспалов также отмечает, что продажи более дорогих препаратов выросли, однако это обусловлено не только  спросом, но и сокращением в аптеках ассортимента лекарств низкой ценовой категории. «Сами аптеки заинтересованы в продаже более дорогих препаратов. Безусловно, определенная часть препаратов в низкой ценовой категории остается на рынке, но их доля снижается», – комментирует он. 

По словам независимого эксперта в сфере фармацевтики Ивана Глушкова, производители лекарств тоже стали поставлять в аптеки меньше недорогих лекарств, поскольку их рентабельность ниже. При этом то, что стоимость проданной пачки в сегменте отечественных препаратов выросла больше, чем в импортных, связано с тем, что в зарубежных лекарствах низкий ценовой сегмент изначально мало представлен. Соответственно, вымывание дешевых препаратов в большей степени сказалось на продажах российских лекарств.

На динамику повлияло и то, что российские производители после 2022 г. увеличивали объемы производства, выводя на рынок новые продукты, И в основном ставка была сделана на максимально рентабельные лекарства, говорит Беспалов. При этом низкомаржинальные продукты, напротив, уходили с рынка. В результате по итогам I полугодия 2024 г. доля отечественных препаратов (в упаковках) в продажах аптек Петербурга составила 59,1%. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года она почти не изменилась, показав небольшое снижение на 0,6 п. п.

Примечательно, что в разрезе конкретных групп лекарств ряд категорий показал более высокий рост стоимости пачки. Например, цена проданной упаковки препаратов для лечения заболеваний кожи выросла на 26,6% до 327 руб. «В группе дерматологических лекарств заметно росли цены на противовирусные местные препараты, а также на комбинированные кортикостероиды для местного применения («Акридерм», «Тридерм», «Тетрадерм»). Здесь сказался рост стоимости сырья и увеличение закупок препаратов в большем объеме, вместо формы 15 г потребители чаще выбирали тюбики по 30 г», – отмечает Беспалов.

Значительно увеличилась и средняя стоимость проданной пачки в категории препаратов для нервной системы. В этой группе она выросла на 22,9% до 407 руб. При этом стоимость проданной пачки отечественных препаратов для нервной системы выросла на 23% до 260 руб., а зарубежных меньше – на 17,6% до 806 руб. Важно отметить, что в этой группе основную долю в натуральном выражении (73,1%) занимают именно российские лекарства, которые отличаются более низкой ценой.

Шуляк отмечает, что динамика связана с выводом на рынок новых современных российских препаратов. Беспалов говорит, что на эту категорию значительно повлияло изменение ассортимента, поскольку изначально в нем было больше недорогих лекарств.

Самый низкий рост стоимости проданной пачки был отмечен в категории половых гормонов и лекарств для лечения заболеваний урогенитальных органов. Здесь он составил всего 7,6% до 1147 руб. Основную долю продаж в этой категории в натуральном выражении составляют импортные лекарства (65,2%), преимущественно оральные контрацептивы, выпускаемые немецкой компанией Bayer. Беспалов отмечает, что рынок уже занят крупным игроком, поэтому этот сегмент в меньшей степени подвержен изменениям цены. «Портфель препаратов в этой категории находится в оформленном состоянии. И если определенные изменения и будут происходить, то они будут направлены на сдерживание цены за счет появления российских аналогов», – резюмировал он.