Смольный увеличит доходы и расходы городского бюджета в 2024 г. на 54,6 млрд руб.
Городская казна смогла дополнительно заработать на росте зарплат и повышении ключевой ставкиПравительство Санкт-Петербурга подготовило проект закона города «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов». Как сообщила 24 сентября во время заседания городского правительства глава комитета финансов Светлана Енилина, доходы казны планируется увеличить на 54,6 млрд руб. до 1,234 трлн руб. Расходы вырастут на такую же сумму и составят 1,392 трлн руб.
Рост поступлений в городскую казну обеспечили три основных источника: налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налоги на совокупный доход (специальные налоговые режимы) и доходы города от размещения свободных средств на банковских счетах. Так, Петербург получил от НДФЛ на 53,9 млрд руб. больше, чем планировалось. Как пояснила Енилина, средние зарплаты жителей росли быстрее, чем ожидали власти. Напомним, согласно данным Петростата за июль (более свежие данные недоступны), средняя номинальная заработная плата в городе составила 105 690 руб. Это на 15,4% больше, чем в июле 2023 г. При этом реальный прирост зарплат (с учетом инфляции) за год составил 7,1%.
Кроме того, специальные налоговые режимы дали городской казне почти на четверть доходов больше, чем планировалось (+20,2 млрд руб.). К спецрежимам относится в том числе и налог на профессиональный доход. Ранее «Ведомости» писали, что по итогам 2023 г. количество самозанятых в городе увеличилось на 41% и достигло 608 600 человек, а за I полугодие 2024 г. прирост составил еще 13,3%, сейчас в городе насчитывается уже 702 500 самозанятых.
Другим дополнительным источником поступлений стали доходы от размещения свободных бюджетных денег на банковских счетах. Они принесут бюджету в этом году почти 36 млрд руб. против ранее ожидаемых 5 млрд руб. Петербург смог дополнительно заработать благодаря повышению ключевой ставки ЦБ. Напомним, что 15 декабря 2023 г. Центробанк увеличил ключевую ставку на 1 п. п. до 16%. Следующее повышение произошло 26 июля этого года – сразу на 2 п. п. до 18%, а 13 сентября ставка была увеличена до 19%.
Однако не все доходные источники показали рост. По словам Енилиной, бюджет недосчитался доходов от бывших участников консолидированных групп налогоплательщиков (КГН). Даже с учетом ранее запланированного снижения доходов из-за отмены института КГН ожидаемые поступления от этой группы оказались на 71 млрд руб. меньше. Как пояснила глава комитета, в первую очередь это связано с тем, что сами компании снизили свои финансовые результаты.
Несмотря на рост доходной части бюджета, Смольный принял решение не сокращать запланированный ранее дефицит: он останется на уровне 157,79 млрд руб. Дополнительные 54,6 млрд руб. распределят по основным расходным статьям. Текущие расходы казны, включая зарплаты бюджетникам, выплаты участникам СВО, субсидии теплоснабжающим и транспортным организациям и др., нарастят на 38,9 млрд руб. Кроме того, расходы Адресной инвестиционной программы будут увеличены на 15,7 млрд руб. – до 233,5 млрд руб.
Опрошенные «Ведомостями» эксперты отмечают, что рост доходов бюджета Петербурга был ожидаемым. И в первую очередь он связан с повышением доходов граждан. Профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами СПбГЭУ Елена Ткаченко говорит, что благодаря нахождению в Санкт-Петербурге штаб-квартир крупных корпораций достаточно у большого количества жителей в этом году выросли доходы. А конкуренция за рабочие кадры привела к существенному росту белых заработных плат.
Руководитель образовательной программы «Экономика» Президентской академии в Санкт-Петербурге Дмитрий Десятниченко обращает внимание, что весь 2024 г. зарплаты физлиц росли быстрее инфляции. «Рост зарплат был вполне прогнозируемым и привел к росту поступлений в бюджет. Это обратная сторона роста денежной массы и реакция на дефицит рабочей силы, которая вынуждает повышать заработные платы во многих отраслях экономики», – отметил он.
Независимый эксперт по инвестициям Никита Демидов добавляет, что большинство физических лиц свободные деньги сейчас держат на вкладах. Благодаря росту ставок налоги с этих доходов тоже существенно выросли. Ранее «Ведомости» писали, что банковские накопления петербуржцев за год выросли на 26,1% и на 1 августа этого года составили 3,43 трлн руб. «У нас есть рост денежных остатков на вкладах, есть налог на эти вклады, есть общее увеличение дохода. Учитывая все это, мы видим рост поступлений в бюджет по данной статье», – отмечает эксперт.
В то же время дополнительные доходы от размещения свободных средств бюджета на банковских счетах городу было довольно сложно спрогнозировать, отмечают аналитики. «Зарабатывать на процентном доходе не есть функция бюджета: доходы могут появляться не синхронно с расходами, и это временное положительное сальдо позволяет бюджету хранить их на счетах и зарабатывать. Но прогнозировать такие суммы достаточно сложно, это скорее использование удачной конъюнктуры», – поясняет Десятниченко.
Эксперты отмечают, что отказ властей от сокращения дефицита бюджета за счет дополнительных доходов тоже вполне объясним. Региональным бюджетам довольно сложно в оперативном режиме корректировать такие долгосрочные параметры, как дефицит, который закладывается сразу на три года и связан с долгосрочным планированием, размещением ценных бумаг или привлечением займов. Регион может в перспективе уменьшить сумму долга, но для этого рост доходов должен принять устойчивый характер. Если оперативно возникают дополнительные, еще и слабо прогнозируемые доходы, проще их направить на расходную часть, поясняет Десятниченко. Он также добавляет, что любые дополнительные расходы бюджета – это еще и перспективная база для стимулирования будущего экономического роста, а значит, новых доходов.
Властям любого региона, даже Москвы, никогда не бывает достаточно средств на все желаемые статьи расходов бюджета, добавляет руководитель магистерской программы «Финансовые инструменты в экономике» СЗИУ РАНХиГС Артем Голубев. «Поэтому раз уж сформировали изначально бюджет с дефицитом, то запланировали и источники его финансирования. И если доходы оказались выше, то это повод увеличить те расходы, которые вначале оказались не в приоритете при распределении средств», – считает он.
Демидов также добавляет, что хоть дефицит бюджета и сохранился в абсолютном выражении, в относительном (размер дефицита по отношению к размеру доходов) он уменьшился за счет роста доходной части. «И это положительный фактор», – подчеркивает эксперт.