Власти Ленобласти в 2025-2027 гг. ждут падения доходов бюджета

Оно связано со снижающимися поступлениями налога на прибыль организаций
Как отметил губернатор, правительство должно будет еще раз пересмотреть необязательные расходы /Правительство Ленинградской области

Правительство Ленинградской области на заседании 26 сентября рассмотрело проект областного закона о бюджете региона на 2025 г. и на плановый период 2026-2027 гг. Как следует из предварительных параметров документа, власти ждут, что в ближайшие три года доходы областной казны будут падать.

Первый заместитель председателя правительства Ленобласти Роман Марков озвучил предварительные цифры, которые будут заложены в законопроект. Так, доходы областного бюджета на 2025 г. запланированы на уровне 240 млрд руб. (при этом в текущем году власти ждут поступления не менее 248,9 млрд руб. доходов). В 2026 г. цифра снизится еще больше – до 238,9 млрд руб., а в 2027 г. – до 235 млрд руб.

Как отметил чиновник, основное снижение доходов связано с прогнозами по падению поступлений налога на прибыль организаций (НП). «Действительно, экономика РФ продолжает испытывать санкционное давление, меняется ее структура. Большую роль начинает играть оборонно-промышленный комплекс. Повышаются затраты на тарифы энергоснабжающих и транспортных организаций», – пояснил он, добавив, что на этом фоне с учетом изменений налогового законодательства прибыльность бизнеса падает.

По словам Маркова, в первом полугодии в ряде отраслей уже произошло снижение налоговых поступлений. В том числе регион стал получать в 3,1 раза меньше от трубопроводного транспорта. Напомним, что в области находятся конечные точки магистральных нефтепроводов Балтийской трубопроводной системы и Балтийской трубопроводной системы-II, а также начальная точка магистрального газопровода «Северный поток». Поставки газа по «Северному потоку» были приостановлены после подрывов газопроводов. Кроме того, область получила в 2 раза меньше от железнодорожных грузовых перевозок, в 1,4 раза меньше от производства нефтепродуктов и в 1,2 раза меньше от табачной промышленности.

Если в этом году НП может дать бюджету 110,7 млрд руб., то 2025 г. сумма упадет до 104,2 млрд, а в 2026 г. – до 97,4 млрд руб., прогнозирует Марков. Основная причина сокращения налога связана со снижением выплат от бывших участников консолидированных групп налогоплательщиков (КГН). Ранее «Ведомости» писали, что федеральные власти вводили трехлетний переходный период, который предусматривал в 2023 г. перечисление 80% поступлений налога на прибыль организаций от бывших участников КГН в бюджеты субъектов РФ по установленным нормативам, в 2024 г. — 60%, в 2025 г. — уже 40%, а в 2026 г. таких перечислений больше не будет. «Сегодня мы получаем [от бывших участников КГН] 23 млрд руб., в 2025 г. это уже будет 16,2 млрд, а в 2026 г. – 8,1 млрд руб.», – сообщил Марков.

Он добавил, что в будущем эти выпадающие доходы должны заместиться другими поступлениями – растущим налогом на доходы физлиц (НДФЛ), акцизами, сборы которых тоже увеличиваются, и налогом на имущество. Так, в следующем году власти на фоне роста зарплат ждут увеличения НДФЛ на 12,3% до 60,2 млрд руб. По оценкам губернатора региона Александра Дрозденко, уже в следующем годы средние номинальные зарплаты в регионе могут приблизиться к цифре в 100 000 руб. Акцизы могут подрасти почти на 24% до 18,8 млрд руб.

На все три года правительство региона закладывает дефицит бюджета. Так, в 2025 г. он может составить 23,5 млрд руб. или 10,5% от доходов. На 2026 г. дефицит заложен в размере 14,5 млрд (6,5%), на 2027 г. – 9,7 млрд (4,2%). Стоит отметить, что по итогам I полугодия 2024 г. регион получил профицит в размере 30,3 млрд руб. Доходы составили 127,7 млрд руб., расходы – 97,4 млрд руб. Между тем по итогам года власти все равно прогнозируют небольшой дефицит – 4 млрд руб. или 1,7% от доходов.

Расходы областного бюджета на 2025 г. запланированы в размере 263,5 млрд руб., в 2026 г. – 253,4 млрд руб., в 2027 г. – 244,7 млрд руб. (в этом году расходы ожидаются на уровне 252,9 млрд руб.). По словам Маркова, основными вызовами для бюджета на следующие три года остаются инфляция, расходы на поддержку участников СВО, а также затраты на национальные проекты. Доля софинансирования нацпроектов со стороны региона будет постепенно расти – с 33% в 2024 г, до 44% в 2027 г., что потребует увеличения затрат. Как отметил Дрозденко, правительство должно будет еще раз пересмотреть необязательные расходы, которые можно сократить и направить высвободившиеся средства на стратегические задачи.

По словам Маркова, к 11 октября текущая версия законопроекта будет доработана с учетом требований губернатора отказаться от необязательных статей расходов в пользу вопросов обеспечения безопасности. К 18 октября законопроект внесут на рассмотрение в заксобрание, а принять документ в трех чтениях планируется не позднее 10 декабря.