Парламент Петербурга разработал поправки для регулирования офсетных контрактов

Депутаты приняли две законодательные инициативы о внесении изменений в федеральные законы
Парламентарии рассчитывают на стимулирование рынка офсетных контрактов в Петербурге после изменения федеральных законов /Законодательное собрание Санкт-Петербурга

Депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга единогласно приняли две законодательные инициативы о внесении изменений в федеральные законы, которые позволят изменить регулирование офсетных контрактов для ИТ-компаний и госкорпораций на федеральном уровне.

Первая инициатива – «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» – связана с необходимостью создания гибких механизмов для ИТ-компаний, которые могут заключить с Петербургом офсетный контракт.

Депутат Денис Четырбок пояснил, что продукты в ИТ-сфере могут быстро устаревать, поэтому в рамках офсетного контракта может возникнуть потребность в модернизации поставляемого продукта, как следствие это отразится на конечной цене. «Такие контракты заключаются на срок до 10 лет, поэтому должны быть правовые механизмы, чтобы учитывать изменения в ИТ-сфере. Необходимо предусмотреть возможность менять цену офсетного контракта и предоставлять возможность модернизации, если он касается ИТ-сферы», — прокомментировал парламентарий.

Депутат Дмитрий Панов добавил, что при заключении офсетного контракта фиксируется как его стоимость, так и объем поставляемой продукции. В случае конечной цены соглашения компании необходимо пропорционально увеличивать поставляемую продукцию. Он подчеркнул, что в случае ИТ-сферы следование таким нормам невозможно, так как практически все закупочные процедуры осуществляются без определения объемных показателей.

«Это позволит защитить региональных пользователей от возможной неполноценной или некорректной работы разработанных ИТ-продуктов в результате устаревания», — прокомментировал парламентарий.

Напомним, офсетный контракт — это долгосрочный договор поставки со встречными инвестиционными обязательствами, когда инвестор запускает новое производство, а власти гарантируют ему приобретение продукции на определенный период и по конкретной цене.

Вторая принятая депутатами инициатива – «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» – касается привлечения в качестве заказчиков офсетных контрактов компаний с государственным участием. Четырбок объяснил, что предлагается стандартизировать для госкорпораций регулирование офсетного контракта. «Есть целая группа заказчиков, например, госкорпорации или субъекты монополий. Они тоже могут выступать заказчиками. Мы им дадим легальную возможность использовать офсетные контракты в своих закупках», — рассказал депутат. Панов добавил, что предлагаемая инициатива направлена на закрепление ключевых аспектов офсетных контрактов для госкорпораций: сроков его действия, введения критериев уникальности, инновационности и необходимости импортозамещения производимой по продукции.

«В 223-ФЗ механизмы офсетных контрактов не закреплены. При этом емкость российского рынка офсетных контрактов с участием госкорпораций по самым скромным оценкам составляет десятки трлн руб.», — пояснил он.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты считают, что в случае принятия на федеральном уровне эти инициативы помогут увеличить количество офсетных контрактов, заключаемых в регионах, включая Петербург. Стоит отметить, что на данный момент в Санкт-Петербурге в январе 2023 г. был заключен пока что единственный офсетный контракт между Смольным и московской компанией «Р-Фарм». Его стоимость составляет 8,7 млрд руб. Согласно условиям фармкомпания создаст в городе производство полного цикла и будет поставлять городу 31 наименование лекарственных препаратов в течение 10 лет по фиксированной цене.

Заведующий кафедрой безопасности РАНХиГС Санкт-Петербург Александр Дмитриев рассказал, что правовые изменения позволят развить офсетные контракты в ИТ-сфере, в том числе за счет необходимости импортозамещения программного обеспечения. «Это позволит поддержать отечественных разработчиков импортозамещающего ПО, но акцент надо сделать именно на возможности дальнейшего обслуживания и доработки софта», — прокомментировал он.

Коммерческий директор ИТ-компании «Код Безопасности» Федор Дбар подтвердил, что изменения позволят простимулировать рынок ИТ. Однако проблема подписания офсетного контракта состоит в том, что разработка необходимого софта может занимать годы, из-за чего стороны не могут прийти к компромиссному решению. «Разработка какого-то нового функционала достаточно затратна и может занимать годы, для этого потребуется найм десятков или сотен специалистов и большой объем инвестиций. Бизнес может быть не готов к такому из-за непонимания, как будет окупаться проект», — рассказал он.

Кандидат экономических наук, доцент СПбГУ Вадим Капусткин объяснил, что госкомпании уже адаптировались к механизму традиционных госзакупок, но заключение офсетных контрактов может быть интересно с точки зрения фиксации стоимости и объема поставок на долгий срок. «Это позволит избежать дальнейшего повышения цены на поставку продукции и «обелить» рынок от недобросовестных исполнителей в рамках госзакупок», — рассказал он.

При этом Капусткин добавил, что законодательные инициативы могут отклонить на федеральном уровне, что является ключевым риском для дальнейших изменений регулирования офсетного контракта.