В Петербурге в октябре замедлились продажи новых машин

Потребительскую активность сдерживают дорогие кредиты и увеличение утильсбора
По итогам 10 месяцев 2024 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года число регистраций выросло на 45% /Freepik

Количество регистраций новых автомобилей в Санкт-Петербурге в октябре 2024 г. достигло 7637. Это на 1,8% меньше уровня сентября текущего года, следует из отчета «Автостат инфо» (имеется в распоряжении редакции).

Стоит отметить, что по итогам 10 месяцев 2024 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года число регистраций выросло на 45%, несмотря на ужесточение условий кредитования. Всего за это время было зарегистрировано 62 914 новых машин.

Замедление темпов роста продаж отмечено и в Ленинградской области. Так, в октябре 2024 г. число зарегистрированных автомобилей по сравнению с сентябрем 2024 г. увеличилось лишь на 0,7%. Между тем за 10 месяцев количество зарегистрированных новых машин в регионе достигло 17 606, что на 65% больше аналогичного периода прошлого года.

Примечательно, что в октябре 2024 г. в Петербурге первое место по числу регистраций сохранил китайский бренд Haval (он занимает лидирующую позицию с мая этого года). Всего за октябрь было зарегистрировано 1274 машины этой марки. Следом идет российская Lada – 1108 зарегистрированных автомобилей, а тройку замыкает китайская Geely – 1003 машины. По этому показателю в октябре в топ-10 также вошли Chery, Changan, Exeed, Belgee, Tank, Jetour и Jaecoo (все марки из КНР, Belgee – белорусско-китайский бренд).

Haval вышел на первое место по продажам в октябре и в Ленинградской области (до этого  лидировала Lada). Всего в регионе была зарегистрирована 391 машина этой марки, на втором месте расположилась Lada – 389 машин, Chery заняла третье место – 264 автомобиля. В топ-10 также традиционно вошли китайские бренды Geely, Changan, Belgee, Jaecoo, Jetour, Exeed и Omoda.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты считают, что замедление объемов продаж к уровню сентября связано с увеличением кредитной ставки и повышением утилизационного сбора. Эти факторы «охладили» спрос в IV квартале, но в годовом выражении уже серьезно не повлияют на продажи новых машин.

В конце сентября ЦБ РФ поднял ключевую ставку с 18 до 19%, а 25 октября она выросла до 21%. Это привело к снижению выдачи автокредитов в октябре на 32% к уровню сентября, сообщал «Коммерсантъ» со ссылкой на предварительные данные аналитического агентства Frank RG.

Кроме того, правительство РФ приняло долгосрочную программу по индексации утильсбора до 2030 г. Разовый платеж взимается при выпуске или импорте техники и формально призван компенсировать затраты на утилизацию этой продукции в конце срока службы. В результате с 1 октября 2024 г. он вырос на 70–85%, а с 1 января 2025 г. будет проиндексирован еще на 10–20%.

Руководитель сектора продаж «Авто.ру» в Санкт-Петербурге Анатолий Орленко объяснил, что в сентябре наблюдался повышенный спрос на новые автомобили, прежде всего в преддверии повышения утилизационного сбора и роста цен на импортируемые машины. «Однако в октябре этого года у дилеров еще оставались запасы автомобилей, которые были закуплены до повышения ставки, поэтому уровень продаж оставался относительно высоким. Этим можно объяснить повышение продаж октября этого года на треть по сравнению с октябрем прошлого года», – рассказал он.

Эксперт автомобильного рынка Денис Гаврилов добавил, что изменение макроэкономических факторов повлияло на рост продаж подержанных автомобилей. «На рынке подержанных автомобилей сказывались как сделки в рамках trade-in, так и увеличение стоимости новых машин, что закономерно приводит к росту сделок на вторичном рынке», – прокомментировал он.

По данным «Автостат инфо», в Петербурге число зарегистрированных б/у машин в октябре выросло к уровню сентября текущего года на 6,2% и на 0,8% – к уровню октября 2023 г. Таким образом, всего было поставлено на учет более 143 000 автомобилей.

Орленко уточнил, что в Петербурге цены на популярные модели в октябре даже снизились, что могло стать ключевой причиной в пользу покупки именно подержанного автомобиля. Так, по данным «Авто.ру», средняя стоимость б/у машины составила 2,03 млн руб., что на 11% меньше по сравнению с началом 2024 г. При этом новые машины в октябре, наоборот, выросли в цене на 2,2% до 3,12 млн руб.

Эксперты отмечают, что в IV квартале можно ожидать дальнейшее снижение спроса на рынке автомобилей, так как потребительскую активность сдерживают дорогие кредиты и увеличение утильсбора. В то же время Гаврилов уточнил, что по итогам IV квартала 2024 г. продажи будут все еще выше аналогичного периода 2023 г., так как в прошлом году на тот момент сохранялся «эффект низкой базы».