Парламент Петербурга поддержал замену с 2025 г. курортного сбора туристическим налогом

В бюджет города уже в следующем году от введения нового налога может поступить 1 млрд руб.
С 2026 г. ставка по туристическому налогу вырастет до 2%, а в 2027 г. – до 3% /Freepik

Депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга в первом чтении приняли за основу законопроект о введении на территории города туристического налога. Соответствующее решение принято в рамках изменения на федеральном уровне Налогового кодекса РФ. Новый налог с 1 января 2025 г. заменит действующий в рамках эксперимента курортный сбор.

Напомним, с 1 апреля 2024 г. в Петербурге действует курортный сбор. Туристы обязаны платить 100 руб. в сутки за человека вне зависимости от стоимости проживания, а обязанности по приему туристического сбора легли на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, которые оказывают услуги временного размещения.

Представитель губернатора Петербурга в Законодательном собрании Константин Сухенко объяснил, что в отличие от курортного сбора плательщиками туристического налога будут признаны организации и физлица, которые оказывают услуги по предоставлению мест для временного проживания. Сейчас сбор оплачивают непосредственно туристы, а собранные средства в городской бюджет перечисляют отели и гостиницы.

Как уточнила председатель комитета финансов Санкт-Петербурга Светлана Енилина, на данный момент в городе учитывается при курортном сборе 1146 объектов размещения, из них классифицировано 740. По ее словам, под туристический налог попадают только классифицированные объекты размещения, например, апартаменты и квартиры с ежесуточной арендой новым налогом облагаться не будут. Сухенко подчеркнул, что в случае неуплаты налога операторы будут нести ответственность в соответствии с Налоговым кодексом России.

Еще одним отличием станет отсутствие «окрашенности» денег. Так, собираемые средства от курортного сбора поступают в Фонд развития курортной инфраструктуры, в случае туристического налога средства пойдут в ФНС.

Стоит отметить, что с 2025 г. ставка по туристическому налогу устанавливается в размере 1% от стоимости проживания в сутки, при этом минимальный размер составит 100 руб. В последующие периоды ставка будет дифференцироваться с учетом сезонности. Так, в 2026 г. с 1 января по 31 марта и с 1 октября по 31 декабря туристический налог составит 1%, а с 1 апреля по 30 сентября – 2%. В 2027 г. в межсезонье ставка вырастет до 1,5%, а в остальное время – 3%. Примечательно, что федеральное законодательство позволяет прибавлять по 1% в год до 2029 г., но не выше 5%.

Власти Санкт-Петербурга ожидают, что от туристического налога в бюджет города поступит 1 млрд руб. Однако при введении курортного сбора Смольный ожидал доходы за 9 месяцев 2024 г. в размере 300 млн руб., а на 14 ноября уже поступило 640 млн руб.

При этом от уплаты туристического налога также освобождаются льготные категории граждан. Вице-губернатор Петербурга Алексей Корабельников рассказал, что для освобождения от уплаты нового налога необходимо предоставить при заселении соответствующий документ либо прислать «по истечении определенного времени», в таком случае уплаченные средства будут возвращены отелю.

Парламентарии в ходе обсуждения законопроекта обратили внимание на необходимость внесения поправок к документу. В частности, звучали предложения о расширении категорий объектов, которые будут облагаться туристическим налогом, направлении собранных средств на развитие туристической инфраструктуры, а также обнулении налогообложения для жителей Ленинградской области, чтобы соседний субъект ввел аналогичную меру. Депутаты могут внести поправки ко второму чтению до конца 20 ноября.

Директор компании «Индивидуальный туристический сервис» Виктория Шамликашвили рассказала, что платить туристический налог должны будут только те отели, которые внесены в отдельный государственный реестр. «Однако полноценного реестра нет. Городское управление ФНС на комиссии городского заксобрания накануне сообщило, что еще нет разъяснений, как будет работать реестр, как будет регламентирована работа по сбору налогов, и как это будет контролироваться», — прокомментировала она.

По ее словам, формирование реестра также приведет к тому, что часть компаний будет работать в «серой зоне» и регистрировать свою деятельность под те категории размещения, которые не облагаются туристическим налогом. «Надо понимать, что налог может сказаться и на повышении стоимости проживания в отелях, но точные изменения мы уже начнем фиксировать после его введения в следующем году», — резюмировала она.

Вице-президент Российской гостиничной ассоциации Алексей Мусакин рассказал, что на данный момент отельерам не разъяснили все аспекты введения туристического налога. Например, возникает вопрос с льготными категориями граждан. «Новый налог взимается с номера, а не туриста. Если у вас есть льгота, а ваша супруга забронировала номер, то как его включать или исключать. При этом если отельеры не включат налог, то могут быть штрафы», — прокомментировал он.

По словам Мусакина, на отельеров также ложится большая административная работа в части формирования этого налога, так как он рассчитывается за проживание, без учета питания и других услуг. «Бухгалтерии нужно будет разделить стоимость проживания и питания. Для небольших отелей, где бухгалтерия работает на аутсорсе, такая отчетность требует формирования собственного бухотдела», — подчеркнул он, добавив, что с 2025 г. отели с оборотом свыше 60 млн руб. также обязаны перейти с УСН на НДС.

Мусакин считает, что в следующем году туристический налог не скажется на клиентах, так как отели смогут взять его уплату на себя и не повышать стоимость проживания. Он подчеркнул, что к 2029 г. ставка вырастет до 5%, тогда отели будут вынуждены переложить часть налога на клиентов, что может оттолкнуть потенциального гостя от бронирования номера из-за дополнительных расходов, так как отели не смогут самостоятельно покрывать такие расходы. «Более сложная ситуация у санаториев. Значительная часть постояльцев приезжает по оплаченным для них путевкам. В таком случае непонятно, как санаторию компенсировать дополнительную налоговую нагрузку, учитывая, что у них рентабельность ниже 7%», — рассказал он.