Александр Дрозденко: «Мы восстановили свою экономику, хотя было непросто»

В 2023 г. в регионе ожидается рост индекса промышленного производства на 3%, уровня инвестиций – на 15%
Регионы Северо-Запада стали одними из самых пострадавших из-за санкций территорий России /Елизавета Девяткина / «Ведомости. Санкт-Петербург»

Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко в интервью на полях ПМЭФ-2023 рассказал деловому изданию «Ведомости. Санкт-Петербург», где начнется строительство второго обхода Петербурга – трассы КАД-2, сколько средств в этом году область инвестирует в восстановление Енакиево, и насколько реально появление в регионе «струнной» дороги.

– Не секрет, что регионы Северо-Запада стали одними из самых пострадавших из-за санкций в России. В том числе в Ленобласти серьезнее всего пострадали лесопромышленная отрасль, изготовление актокомпонентов и другие отрасли. Однако в рамках ПМЭФ вам удалось заключить соглашение о сотрудничестве с компанией «Русал» с общим объемом инвестиций 400 млрд руб. Значит, не все так пессимистично? С какими итоговыми показателями по инвестициям область рассчитывает завершить 2023 год? 

– Для нас 2022 год был непростым, поскольку наш регион был ориентирован на экспорт в Скандинавию и Европу. Более того, порядка 400 предприятий, работавших и продолжающих работать на территории Ленобласти, это компании с участием иностранного капитала. Причем это крупные предприятия, на каждом из которых работает от 350 человек.

Минэкономразвития давало неутешительные прогнозы. Предполагалось, что к концу года индекс промышленного производства в Ленобласти упадет на 10-12%. В результате падение действительно произошло, но всего на 2,7%. А в 2023 году, по итогам пяти месяцев, у нас наблюдается рост более чем на 1% к уровню прошлого года. То есть мы восстановили свою экономику, хотя было непросто. У всех на слуху история с Тихвинским вагоностроительным заводом, Nokian Tyres, «ИКЕА Индастри» и другими компаниями. Но сегодня Тихвинский вагоностроительный завод работает и даже объявил набор дополнительной рабочей силы. Мы нашли инвестора для «ИКЕА Индастри» – это компания «Лузалес», а Татнефть пришла на завод Nokian Tyres.

На данный момент достаточно много производств, которые либо сменили собственника, либо передали управление менеджменту. Мы говорим о том, что в Ленинградской области непростые времена. При этом поменялась не структура экспорта-импорта, а адреса, поэтому где-то плечо перевозок удлинилось. Если раньше нефть и уголь отгружались в Европу, то сейчас в Азию и Африку.

Самое главное, что у нас не упали показатели по обороту портов. Более того, наблюдается рост на 11%. Мы провалились по контейнерам, но они не играли определяющую роль. У нас лишь 1 из 18 терминалов – контейнерный. Тогда как Санкт-Петербург специализируется на контейнерах и лесных грузах, поэтому столице пришлось труднее, чем Ленобласти.

– По итогам 2023 года какие вы прогнозируете показатели по промышленному производству, инвестициям и экспорту? Можно жать «плюс» по всем направлениям?

– Да, по всем направлениям будет плюс. По итогам года индекс промышленного производства, по нашим оценкам, увеличится на 3%, уровень инвестиций – на 15%.

В целом по инвестициям, скорее всего, выйдем за пределы 500 млрд руб. – это прямые инвестиции, которые будут вложены в экономику Ленинградской области. Уже есть неплохой задел. Так, в рамках ПМЭФ подпишем соглашения на общую сумму свыше 800 млрд рублей. До нашего рекорда ПМЭФ – 1 триллиона, – не дотянем. Но согласитесь, что в такое время это приличные инвестиции.

– Несмотря на такой позитивный прогноз, региону в этом году все же пришлось вдвое увеличить госдолг – привлечь кредитный заем, поскольку ожидался кассовый разрыв в начале года. Стоит ожидать дальнейшего роста дефицита и других негативных влияний на бюджет? 

– Начало года было страшным. Бюджет не получал доходов, а со счетов списывались деньги, потому что налоговая служба перешла на новую систему расчетов, которая, на мой взгляд, дала сбой. Но сейчас ситуация выправляется. Мы видим, что за 5 месяцев текущего года бюджет Ленобласти получил доход, превышающий уровень прошлого года.

Кредит мы точно вернем и, скорее всего, сделаем это в ближайшее время. А открытой кредитной линией, скорее всего, даже не воспользуемся. В бюджете образовался крепкий дефицит в размере 27 млрд руб. Да, ранее такого никогда не было. Но 25 млрд руб. из него мы закроем, и в конце года останется дефицит примерно в 2 млрд руб. При нашем бюджете это небольшой дефицит, примерно 1%.

Возможно, нам даже удастся сбалансировать бюджет в ноль. Но на данный момент в этом нет смысла, поскольку инфляция все-таки есть. А ее наличие разгоняет спрос и инвестиции в строительство. Следовательно, мы опасаемся лишь большого дефицита, тогда как небольшой в некоторой степени приветствуем.

– Большую нагрузку на бюджет регион испытывает в связи с финансовой поддержкой СВО и подшефных территорий. Какой объем средств вы направили на эти цели в текущем году?

– Мы напрямую работаем с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. И у нас два уровня софинансирования: часть денег мы направляем за счет федерального бюджета, а часть – из областного. Например, если взять подшефный нам город Енакиево, то в этом году мы инвестируем в его восстановление порядка 2,5–2,7 млрд руб. В данном случае эти расходы будут разделены примерно пополам между региональным и федеральным бюджетами. Но это тоже немалые суммы. Все-таки 1,3 млрд руб. – это как минимум полторы школы. Для Ленинградской области это не критичные инвестиции, а для Енакиево – серьезная поддержка.

– Другим ударом по бюджету стала отмена института консолидированных групп налогоплательщиков. Сколько доходов потеряете в этом году, и какая часть будет компенсирована федеральным центром?

– Вы знаете, есть такая старая пословица – «цыплят по осени считают». Я бы сейчас не давал оценку того, насколько будут выполнены обязательства не столько Минфина, сколько налоговой службы и казначейства совместно с Минфином. Конечно, мы верим и рассчитываем на то, что компенсация будет, поскольку мы понесли серьезные потери. Но мы не стоим на месте и ведем активную работу с бизнесом. Например, крупнейшим консолидированным налогоплательщиком является «Сургутнефтегаз», который имеет на территории Ленинградской области нефтеперерабатывающий завод «Киришинефтеоргсинтез». Раньше завод работал по схеме давальческого сырья, то есть предприятие не генерировало прибыль. Однако сейчас началась генерация прибыли исходя из стоимости основных фондов и количества работающих на заводе. То есть прибыль нужно распределять не только по месту регистрации головного предприятия, но и по нахождению основных средств.

– В ближайшие годы в области начнется реализация сразу нескольких амбициозных инфраструктурных проектов. Это КАД-2 и ВСМ. Понятно, что здесь «мяч» на стороне федералов, но, может быть, раскроете какие-то подробности: например, с какого участка начнется строительство КАД-2?

– Трассировка КАД-2 уже практически утверждена, и она не держится в секрете. Росавтодор уже показал оптимальный вариант прохождения трассы. Там есть как положительные, так и отрицательные моменты, потому что сегодня в Ленинградской области невозможно провести любое линейное сооружение, не затронув чьи-то частные интересы. Но на мой взгляд, трасса выбрана с минимальной конфликтностью.  

Частично, но не в полном объеме, трасса будет повторять контур автодорог А-181 и А-182. Соответственно, первые работы начнутся с их расширения. Строительство стартует там, где имеются выходы на эти дороги. То есть это часть южного и северо-восточного направления. Понятно, что самой серьезной проблемой были Ломоносовский район, который приближен к Петербургу, и Всеволожский район. Но это будет вторая, а может быть, третья очередь. Еще раз говорю, что здесь важна публичность и открытость. Без утаивания этот этап проще преодолеть.

– Еще один амбициозный проект, который вы анонсировали в своем Telegram-канале, – это пилотная линия «струнного» транспорта. Это пока некий фантастический проект, или имеется реальный инвестор и реальный проект?

– Никакой фантастики. Это реальный проект белорусской разработки, и он уже работает под Минском. Аналогичный проект есть в Арабских Эмиратах. Он работает на перевозку пассажиров и грузов.

Для нас этот транспорт идеален там, где есть два берега и не нужно строить мост. Также он подойдет для территорий, на которых есть очень большая урбанистическая площадь со сложившейся застройкой. Поэтому «струнный» транспорт – это спасение ситуации.

Сейчас мяч на стороне инвестора, который эту технологию предложил. Мы готовы подписать соглашение и войти в концессию, ждем реального предложения. По примерным подсчетам, инвестиции окупятся в течение 20 лет. И если другая сторона будет на это готова – то добро пожаловать.

– А как обстоят дела со строительством Белоруссией морского порта на территории области? Эти планы сохраняются или после заявлений о передачи белорусским коллегам морского порта «Бронка» проект потерял актуальность?

– Все считается арифметическим счетом. Белорусам под их грузы нужен объем перевалки примерно 15-18 млн тонн. Сегодня порт «Бронка» в том виде, в котором он есть, может переваливать 4-6 млн тонн. Значит, потребность в портовых сооружениях есть. Где они будут и в какой части Ленинградской области, либо иного субъекта Российской Федерации, должна обозначать белорусская сторона. С нашей стороны все предложения направлены.