Александр Цыбульский: «Мы должны перевозить по СМП минимум 600 млн т грузов в год»

Губернатор Архангельской области – о грузоперевозках через СМП и развитии транспортного узла
Александр Цыбульский /Правительство Архангельской области

Развитие Северного морского пути в ближайшие годы станет ключевым драйвером всей логистики на Севере России. В Архангельской области, которая должна стать одной из главных логистических точек для СМП, уже запущен процесс по формированию нового транспортного узла. В прошлом году регион начал тестировать грузоперевозки по морю в Китай и в этом рассчитывает запустить новые линии. 

В интервью изданию «Ведомости Северо-Запад» губернатор Архангельской области Александр Цыбульский рассказал, как регион планирует увеличить объем грузовых перевозок в Китай по СМП, почему в области наблюдается дефицит нового жилья.

– Одно из ключевых направлений развития логистики в России сегодня – это увеличение перевозок по Севморпути. Как регион включается в эту работу?

– Развитие Северного морского пути – это мегапроект и с точки зрения масштаба его реализации, и с точки зрения важности для экономики. Причем экономики не только региона или страны, а мировой. Во время ПМЭФ-2024 мы выступали на одной из панельных дискуссий, где участвовали крупные китайские перевозчики. У нас возник слоган: «Развитие Северного морского пути – это миссия эпохи». Мне кажется, он четко отвечает масштабу этого проекта. Для России он важнейший, и в будущем, я думаю, он принесет огромную добавленную стоимость и экономическую, и политическую, и социально-гуманитарную. Поэтому сегодня нам нужно удивительно быстрыми темпами начать реализацию этого стратегического направления.

Для этого уже многое сделано. Есть решения вместе с соответствующими бюджетными подтверждениями по созданию ледокольного флота, что является задачей № 1, так как в ближайшие 50 лет ледокольная проводка на СМП точно понадобится. Второе – это развитие крупных портовых мощностей: Мурманского транспортного узла, Владивостокского морского торгового порта. А следующий этап – это развитие Архангельского транспортного узла.

Нам понадобятся новые порты, чтобы обеспечить достаточный объем грузоперевозок по СМП. И президент поставил задачу достичь 200 млн т груза к 2032 г. На мой взгляд, это даже щадящие и консервативные цели. Чтобы стать глобальным игроком, мы должны перевозить по СМП минимум 600 млн т грузов. По Южному пути сегодня перевозят 1,5 млрд т в год с тенденцией к увеличению. И приличная часть этого грузопотока должна уйти на Северный морской путь. Это значит, что мы опережающими темпами должны заняться строительством береговой инфраструктуры, которая пока является основным ограничителем развития СМП.

– В сентябре 2023 г. из области в тестовом режиме запустили грузовые перевозки по СМП в Китай. Как развивается данная контейнерная линия в этом году? Можно ли уже говорить о том, что перевозки из Архангельска в Китай по СМП стали регулярными?

– Действительно, в 2023 г. мы запустили первую за 20 лет грузовую линию Архангельск–Шанхай. Это был тестовый рейс для наших китайских партнеров – компании Newnew Shipping и российского представительства компании «Торгмолл». Корабль прошел маршрут за 22 дня – это в два раза быстрее, чем по южному маршруту. Китайские партнеры, оценив возможности и удобство использования этого направления, увеличили количество судоходов до 12 за летнюю навигацию этого года. И они вполне видят тенденцию по увеличению этих объемов. За год из Архангельска должны перевезти 10 000–12 000 контейнеров.

Для Китая это важно, потому что заходить на территорию России выгодно именно через Архангельский порт – это самое короткое плечо до Москвы и центральных регионов. Архангельск при этом является территорией, которая сама производит достаточно большой объем экспортного груза. В первую очередь это продукты лесопромышленного комплекса (ЛПК) и целлюлозно-бумажная промышленность (ЦБП). Мы можем обеспечить обратную загрузку контейнеров до Китая до 3 млн т в год. При любой перевозке важно иметь понимание по обратной загрузке контейнеров, в этом смысле у нас огромный потенциал.

– Понятно, что в Китай идет продукция ЛПК и ЦБП, а какой импорт идет обратно?

– В основном это автомобили. Например, Haval и Chery. Это еще и запчасти, агрегаты для автомобилей и другая продукция. Но в основном это все же автомобили и запчасти, которые далее из Архангельска поставляются во все регионы европейской части России.

– Основной китайский партнер по работе контейнерных линий сейчас – компания Newnew Shipping. Но в рамках ПМЭФ-2024 вы вели переговоры с другими компаниями. Есть уже какие-то договоренности?

– Да, интерес есть и у других китайских компаний. Наши партнеры из Арабских Эмиратов тоже смотрят на возможность организации контейнерных перевозок из Архангельска. Но я пока не буду называть конкретные компании, поскольку переговорный процесс требует тишины, чтобы закончиться результативно. В этом направлении работают и российские компании – FESCO, «Дело», «Евросиб», «Росатом». Мы с ними подписали соглашения, которые предполагают развитие их присутствия в перевозках.

– Проектные возможности Архангельского морского торгового порта составляют 11 млн тонн. Но мощности пока даже не дозагружены. Как и чем планируете их загружать?

– Перевалка сегодня составляет 6,5 млн т. Недавно правительство РФ официально разрешило порту Архангельска переваливать удобрения на экспорт – это даст дополнительно до 2 млн т в год. Думаю, в 2024 г. по этому направлению мы перевалим до 1 млн т, а в 2025 г., когда работа будет налажена, достигнем 2 млн т. Плюс производителям зерна интересно открытие терминала по перевалке в Архангельске – здесь переговоры пока в начальной стадии, мы провели на ПМЭФ несколько встреч. Предполагается, что еще до 1,5 млн т зерна на начальном этапе нужно будет переваливать. Вот фактически и собираются все 10 млн т, с учетом, что 11 млн т – это уже 100% загрузка, такой ни один порт не выдержит. Поэтому мы в любом случае будем увеличивать мощности.

Но здесь встает вопрос наземной инфраструктуры. Нужно не только построить дополнительные причальные стенки и портовые мощности, но и увеличить их. Важно расширить возможности железной дороги по подвозу груза, поскольку сегодня есть определенные ограничения на станции Соломбалка, которая может переваливать максимум 3 млн т в год, а нужно увеличить хотя бы до 5 млн т в год. Эти вопросы нужно решать вместе с РЖД. Плюс нужно строительство новой дорожной инфраструктуры – это мосты через реку Кузнечиха и подходы к порту. Поэтому это комплексный проект, не просто строительство нового порта, а развитие Архангельского транспортного узла.

– В 2023 г. власти утвердили план развития Архангельского транспортного узла до 2035 г. Он предусматривает и создание нового терминала в морском порту Архангельск к 2040 г. Ожидалось, что в 2025 г. будет начато строительство. На каком этапе проект?

– Я не думаю, что мы фактически выйдем на строительство нового терминала в 2025 г., поскольку требуется достаточно долгое проектирование. Сегодня уже разрабатывается декларация о намерениях строительства порта.

По развитию транспортного узла на ПМЭФ в этом году мы подписали соглашение с компанией FESCO и тройное соглашение с компанией «Евросиб» и Сбербанком по развитию этого проекта. Проекту нет еще и полугода, поэтому компании только начинают с нами работу по определению параметров своего участия в нем. Но нужно понимать, что это большая, монотонная, высококонкурентная работа.

– Недавно в своем отчете вы рассказали, что инвестиции в строительство жилья в Архангельской области до 2029 г. составят более 31 млрд руб. Какие проекты на эти деньги планируется реализовать? 31 млрд руб. – это деньги только частных компаний, или правительство намерено выделить дополнительные средства на строительство жилья?

– Архангельская область – это одна из немногих территорий с дефицитным рынком жилья. У нас не хватает нового жилья под потребности рынка. У нас больше 1 млн кв. м аварийного жилья, которому нужно переселение и реновация. Эти 31 млрд руб. – это только те решения, которые уже приняты в рамках программы по комплексному развитию территорий. И это только частные инвестиции, в которые мы не включаем государственные инвестиции. Поэтому будут дополнительные деньги, направленные на снос ветхих аварийных домов и переселение.

- Какой объем жилья планируется ввести в 2024 г.?

– В 2023 г. мы ввели 441 000 кв. м – это был абсолютный рекорд для Архангельской области, таких объемов не было даже в советское время. В этом году мы планируем ввести порядка 450 000 кв. м жилья. Строить выше этого объема нам сложно с учетом особенностей логистики, поскольку у нас большая часть стройматериалов является привозной. Возможности наших застройщиков тоже не безграничны и рабочей силы не хватает – это сейчас везде. Поэтому мы для себя поставили такую планку: выйти на показатель порядка 500 000 кв. м ежегодно и продержать его до 2030 г.

– А почему образовался такой острый дефицит нового жилья, и застройщики не спешили запускать новые проекты в регионе?

– Мне сложно ответить на этот вопрос. Наверное, раньше не было подходящих инструментов, а теперь они появились. В этом году у нас заработала арктическая ипотека, которая существенным образом увеличила объем спроса на рынке жилья. За все время действия программы поступило свыше 8000 заявок, почти 5000 одобрены банками – это большие объемы для Архангельской области.

Сегодня появился очень удобный для всех инструмент по комплексному развитию территорий. Это когда земля дается бесплатно, но при этом инвестор берет на себя обязательство 7% жилья отдать в пользу муниципалитета для дальнейшего использования. Например, для расселения, предоставления тем категориям граждан, которые имеют право на получение бесплатного жилья или строительство социального объекта.

У нас продолжается и программа расселения, в рамках которой возводится новое жилье. Только по программе переселения в 2023 г. мы построили 35 домов, в этом планируем еще 36.

– В Арктических регионах сегодня активно развивается туризм. После пандемии внутренний туризм бьет рекорды, Архангельская область – не исключение. Какой турпоток рассчитываете увидеть в 2024 г.?

– В 2023 г. регион посетили 805 500 уникальных туристов – это на 60% больше, чем годом ранее. Это галопирующий рост, за ним даже сложно успевать. Еще три года назад туристов было чуть больше 300 000. По туризму есть задача президента, чтобы ежегодно прирост инвестиций составлял не менее 5% для увеличения ВВП страны. Туризм – это, с одной стороны, задача сложная, а с другой – выполнимая, поскольку это направление является мультипликатором в экономике. И самое главное – туризм создает возможность для развития работы субъектов МСП, которые и составляют основу региональной экономики. Поэтому у нас сейчас наблюдается бум строительства объектов туристической инфраструктуры – это пока небольшие объекты коллективного размещения, гостиницы, санатории. Если тенденция сохранится, то в ближайшие 5 лет мы должны начать соответствовать объемам турпотока.