Денис Гурков: «Карелии удалось восстановить уровень промпроизводства, несмотря на санкции»

Глава Минпромторга Республики Карелия – о развитии ЛПК, уходе иностранных компаний и новых проектах
Глава Минпромторга Республики Карелия Денис Гурков /Минпромторг Республики Карелия

Республика Карелия стала одним из регионов, на которые заметнее всего оказали негативное влияние антироссийские санкции. Территория традиционно была ориентирована на европейский рынок, куда экспортировались сотни тонн различной продукции: от лесоматериалов и древесной целлюлозы до железной руды и концентратов. Однако несмотря на сложную геополитическую ситуацию, предприятия региона смогли сохранить уровень производства, а по некоторым направлениям увеличили показатели. Об этом в интервью деловому изданию «Ведомости Северо-Запад» рассказал министр промышленности и торговли Республики Карелия Денис Гурков.

– Предприятия лесопромышленного комплекса (ЛПК) Карелии были одними из тех, кто сильнее всего пострадал от санкций в 2022 г. Расскажите, удалось ли республике восстановить производство в ЛПК после введения санкций?

– Санкции действительно ударили именно по Карелии, потому что в принципе производство пиломатериалов у нас было настроено на Европу. Более того, мы экспортировали за рубеж пеллеты, благодаря чему удавалось сокращать отходы, превращая их в доходы. Но когда границы закрылись, пеллеты стали не востребованы. Карельские лесопромышленные комплексы в прошлом году сократили объем производства пеллет до 13 900 т – это на 41,6% меньше по сравнению с 2022 г. В I полугодии 2024 г. объем производства составил уже 21 100 т или 163,4% к аналогичному периоду 2023 г. В России уровень потребления [пеллет] пока низкий. Если говорить про Азию, то основной потребитель здесь Китай, но там пеллеты считаются не продуктом производства, а отходами. Поэтому сегодня мы решаем этот вопрос.

Если говорить про выпуск пиломатериалов, то нам практически удалось сохранить уровень производства. По итогам первого полугодия он составил 371 100 куб. м. – это всего на 5,7% меньше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Но важно, что мы полностью перестроили рынок экспорта, сегодня мы поставляем продукцию в Египет, Китай, Индию, Иран, а также налаживаем связи с Турцией.

- В каких сегментах лесопромышленного производства наблюдается рост?

- В целом о росте мы пока говорить не можем, мы говорим о сохранении объемов. Наверное, единственная отрасль, где получилось зафиксировать положительную динамику, – это производство бумажных пакетов от компании «Сегежская упаковка». Показатели в 2023 г. по сравнению с 2022 г. выросли на 1,3%. Также есть небольшой рост на 2,2% в реализации электроцеллюлозы, которую производит Питкярантский целлюлозный завод. И Кондопожский ЦБК переходит на другой вид продукции – это получение вискозной целлюлозы, которая в дальнейшем будет применяться в легкой промышленности.

– Как в настоящий момент развивается сфера производства деревянных домокомплектов? Это одно из направлений, которое сегодня становится наиболее востребованным.

– У нас есть предприятия, которые занимаются строительством домов из блоков. Также у нас применяется строительство из CLT-панелей (многослойные клееные деревянные панели). В чем их преимущество? В том, что блочный комплект как в целом, так и в сборном состоянии привозится на участок и собирается буквально за неделю. Конечно, здесь важно учитывать, чтобы на участке была подготовке почва, имелись или свайные основания, или была залитая плита. Это направление поможет нам развивать глэмпинги, потому что Республика Карелия – это в первую очередь туризм. И туризм у нас действительно активно развивается – регион, по неофициальной статистике, посетили порядка 1,8-2 млн человек за прошлый год.

– Карелия стала одним из первых регионов РФ, заключивших межрегиональный офсетный контракт с Москвой. По каким направлениям рассматривается заключение новых офсетных контрактов? На минувшем форуме «Карелия 20/24» этому вопросу была посвящена отдельная сессия в программе.

– Исторический сложилось, что Республика Карелия – это камень и дерево. В этом году мы подписали офсетный контракт с правительством Москвы на сумму более 10 млрд руб. на обеспечение столицы и Московской области щебнем. В чем суть проекта? Специалисты из столицы зайдут к нам в республику и будут разрабатывать карьер и проинвестируют эту отрасль. Благодаря тому, что мы подписали этот контракт, компания будет обеспечена заказами на 10 лет.

Конечно, сейчас мы прорабатываем новые направления, ведем переговоры с другими регионами страны. Но пока не будут достигнуты четкие договоренности, думаю, рано говорить о новых контрактах.

– Регион развивается и активно нуждается в новом жилье. Насколько привлекательна Республика Карелия сегодня для девелоперов?

– В прошлом году в Карелии ввели в эксплуатацию 509 500 кв. м жилья, включая дома, построенные на участках СНТ. По сравнению с 2022 г. прирост был небольшой – всего 0,8%. Но регион активно развивается, поэтому здесь требуется активное введение в эксплуатацию нового жилья. Республика Карелия, в свою очередь, открыта любым инициаторам проектов, которые готовы прийти и работать, жить и развиваться здесь.

–  Глава республики не раз говорил о том, что регион открыт для инвесторов. Насколько вы готовы к приглашению инвесторов из дружественных стран?

– Направлений инвестирования у нас очень много, потому что правительство открыто ко встречам с любыми инвесторами, как к компаниям с небольшими инвестициями в 10-100 млн руб., так и к тем, кто готов реализовывать многомиллиардные контракты. Мы готовы максимально помогать инвестору, но нам важно понимать, куда он стремится.

У нас есть много различных мер поддержки, в том числе компенсация затрат на инфраструктуру, предоставление земельных участков без торгов или бесплатно. Добавлю, что мы в ручном режиме готовы подстраивать под инвестора нормативно-правовую базу, чтобы ему было комфортно работать и развиваться.

– Какие знаковые инвестпроекты будут реализованы в республике в ближайшие годы?

– Один из таких перспективных проектов реализуется на заводе «Амкодор-Онего» – это первое в России производство лесозаготовительной техники, которое изготавливает продукцию без помощи иностранных партнеров. Когда у компании возникают вопросы, например, по поставке запчастей, – мы помогаем их решать. И после санкций у нас получилось сдвинуть производство с мертвой точки. Мы переходим с отверточной сборки на более полную работу и местную локализацию.

Если говорить о новых проектах, то мы открываем новый завод по производству газобетона. Это очень важно для республики, поскольку регион развивается, и ему необходимы новые строительные материалы. Помимо этого у нас строится первая в России цифровая верфь. До конца 2024 г. мы планируем сдать новые цеха, а весной 2025 г. закончить монтаж оборудования. В республике также развивается выращивание рыбы. Параллельно предприятия наращивают производство кормов для рыб. Вообще все проекты у нас не стоят на месте и развиваются.

– Чтобы привлекать инвесторов, региону необходимо обеспечить потенциальные площадки инфраструктурой. Какие важные инфраструктурные объекты возводятся в республике? 

– Мы развиваем Кемско-Беломорскую агломерацию, которая вошла в перечень опорных населенных пунктов Российской Арктики. Более трети территории Республики Карелия входит в Арктическую зону, поэтому мы активно развиваем и это направление.

Для нас также важно строительство магистрального газопровода, который перекроет все потребности региона в газе. Речь идет о газопроводе «Волхов–Мурманск», который пройдет через всю территорию Карелии и обеспечит газом все наши крупные производства, такие как Костомукшский ГОК и три ЦБК. Это то, чего действительно сегодня не хватает.