Два автомобильных завода планируют перезапустить в Петербурге в 2023 г.

Помимо выпуска моделей Lada на бывшей площадке Nissan возобновить производство может завод Hyundai, считают эксперты
На данный момент полностью определено будущее только бывшего японского завода Nissan /ООО «Хендэ Мотор СНГ»

В Санкт-Петербурге в этом году должны возобновить работу два автомобильных завода. Ситуация с третьим предприятием прояснится в течение ближайших 3-4 месяцев, рассказал губернатор Петербурга Александр Беглов в эфире телеканала «78», не называя конкретные предприятия.

«Сейчас единственная отрасль, которая остановлена, – производство автомобилей. Мы работаем с федеральным центром над переформатированием этой отрасли. Есть варианты по оставленным производствам», – сказал глава города.

По данным Петростата за 2022 г., объем производства автомобилей в Санкт-Петербурге показал падение на 90,2% по сравнению с 2021 г. из-за закрытия всех трех иностранных автозаводов: Nissan, Toyota и Hyundai в марте, после начала СВО.

На данный момент полностью определено будущее только бывшего японского завода Nissan. На этой площадке со второго полугодия 2023 г. начнут выпускать машины под брендом Lada в кооперации с китайской компанией, сообщал глава «АвтоВАЗа» Максим Соколов. Объем производства может составить 10 000 машин в 2023 г., а уже в 2025–2027 гг. компания планирует достичь выпуска 50 000–70 000 авто ежегодно.

Другая ситуация сложилась с южнокорейским Hyundai. Компания владела двумя площадками в городе. В Сестрорецке производили Hyundai Solaris, Hyundai Creta и Kia Rio, мощность этой площадки составляла более 200 000 автомобилей в год. Однако с 1 марта предприятие находится в простое.

Вторую площадку в Шушарах Hyundai не успел запустить. Корейская компания купила бывший завод General Motors только в 2020 г. и планировала инвестировать в него более 36 млрд руб. для выпуска Hyundai Tucson, Hyundai Palisade и Kia Sportage. Беглов 26 января сообщал, что предприятие перепрофилируют и в 2023 г. оно начнет работать как образовательный центр: на площадке смогут обучаться студенты технических учебных заведений и промышленные рабочие.

В конце февраля Autonews.ru со ссылкой на председателя комитета по промышленной политике, инновациям и торговле города Кирилла Соловейчика сообщал, что площадку завода Hyundai могут продать компании из Казахстана. Какой именно – он не уточнил. В конце прошлого года стало известно, что простаивавший завод начал штамповать детали, сваривать и окрашивать кузова для Hyundai Solaris и отправлять на свой завод в Алма-Ату (Казахстан) для сборки машин там. Компания «Астана Моторс» из Казахстана, которой принадлежит завод Hyundai Trans Kazakhstan, также фигурировала в СМИ как потенциальный покупатель петербургского предприятия.

Независимый автоэксперт Сергей Бургазлиев считает, что возобновление производства автомобилей Hyundai в Сестрорецке сейчас является наиболее реальным вариантом: южнокорейская компания может наладить производство и поставку туда деталей через Казахстан, подчеркнул он. Например, Hyundai может увеличить поставки запчастей в среднеазиатскую республику для последующего экспорта в Петербург, чтобы не попасть под санкции. Компания много инвестировала в производство и имела планы по его расширению, поэтому корейцы не хотят терять такой актив, уверен он.

«Однако сложность с Hyundai заключается в том, что есть санкционные ограничения по поставкам в Россию, например, на электронику. Большинство компонентов не были локализованы, поэтому первое время завод может работать через Казахстан, чтобы избежать санкций», — прокомментировал эксперт.

Более сложная ситуация складывается с третьим заводом, который принадлежал японской Toyota. В сентябре 2022 г. автоконцерн объявил о прекращении производства машин на заводе в Шушарах. Предприятие мощностью 100 000 автомобилей в год производило модели Camry и Rav4. В ноябре 2022 г. площадка перешла в собственность подведомственному Минпромторгу РФ ФГУП «НАМИ». Глава Министерства Денис Мантуров отмечал, что ситуация с заводом «находится на выходе». Однако подробности возобновления производства он не уточнил.

Варианты запуска этой площадки ограничены, считает эксперт автомобильного рынка Денис Гаврилов. Он отметил, что на такие мощности уже не смогут зайти отечественные производители, поэтому одним из сценариев может стать приход китайской компании. «Компании на такие мощности нужно везти еще и производителей комплектующих. Из китайских гигантов может прийти Chery со своими суббрендами, например, Omoda. Это наиболее разумный вариант. Но Omoda еще рассматривает площадку на Дальнем Востоке», – рассказал эксперт.

Сейчас в городе ведутся отечественные разработки по производству электромобилей. В частности, этим занимается «Алмаз-Антей» и Политехнический университет. Во время прямого эфира 2 марта губернатор Беглов допустил, что они тоже могут наладить производство в Петербурге. «Почему бы их не производить в Санкт-Петербурге на одной из баз кластера», – отмечал он.

Но эксперты не видят перспективы массового развития этого направления в ближайшие годы. Серийный выпуск отечественных электромобилей только планируется. Генеральный директор концерна «Алмаз-Антей» Михаил Подвязников в середине февраля 2023 г. говорил, что выпуск машины E-Neva начнется лишь в 2026 г. при сохранении планов.

Бургазлиев добавил, что «Алмаз-Антей» далеко зашел в проработке своей модели: «Они спроектировали кузов, компоновку силового агрегата, батарею и т. д. Значит, они понимают, что надо делать в отличие от многих других отечественных прототипов, которые показывали в России». Но производитель выйдет лишь на мелкосерийное производство, уверен Гаврилов. «Надо понимать, что именно они предложат, будет ли продукт интересен. Сложно прогнозировать на 3 года вперед, непонятно, какая будет ситуация», – отметил эксперт.